Давно не припомню год, завершения которого люди ждали бы с таким нетерпением. Похоже, что с приближением нового 2021-го мы предвкушаем, как когда-то в детстве, чудесное исполнение всех наших желаний. Правда, тогда они были маленькими, и с приходом в дом переодетого в Дедушку Мороза папы многие наши мечты тут же превращались в явь. Сегодня же мы просто верим, что наше коллективное стремление оставить позади все сложности минувших 12 месяцев непременно сбудется.
Про магическое сочетание двух двадцаток к завершению обозначенного ими года даже появились сравнения с несчастливым числом 13 и ему подобными окутанными предрассудками цифрами. Об уходящем и завершающем второе десятилетие ХХI века годе, как ни о каком другом в новом периоде времени, наберется целый ряд специально сложенных песен, еще больше – стихов.
С какими только эпитетами мы не выпроваживаем его за порог: неудачный, своенравный, нелегкий, беспокойный, суровый, бескомпромиссный. Говорим вслед и не скрываем своих чувств, будто желая высказать все, что накипело, отсечь навсегда то, что нас ранило, сжечь мосты, не давая шансов для возврата… Наверное, тем самым мы надеемся, что самый сложный високосный год, обидевшись за нашу невеликую благодарность, заберет с собой тоску и печаль, горести и беды, грусть и несчастье. Навсегда!
Об уходящем годе и впрямь вряд ли кто-то будет сожалеть – слишком безжалостным, трагичным, несчастливым и горьким он оказался для немалой части людей. В Вилейке не стало моего молодого коллеги, не успевшего за свою короткую жизнь отвести единственную дочь в первый класс. В нашей литературной страничке больше не появятся стихи Александра Романчука, который не издал подготовленную к печати первую книгу поэтических находок, не написал много новых талантливых творческих работ.
Скорбим и соболезнуем. Как и тем, кто еще не встал уверенно на крыло, только-только начал чувствовать неласковость этого мира и вдруг оказался перед самой большой несправедливостью – смертью близких людей. У одногруппника сына умер отец, у бывших одноклассников – мамы. Они, 18-летние его ровесники, – старшие дети в этих семьях, в один миг стали совершенно взрослыми. И уже точно не будут смотреть на этот мир прежними глазами...
Даже тем, кого, к счастью, беды обошли стороной, в уходящем году было о чем сожалеть. В начале ноября умер сатирик Михаил Жванецкий – мастер философии через юмор, понятный каждому человеку, так созвучны его мысли были с нашими.
В середине того же месяца не стало известного народного артиста, актера и режиссера Армена Джигарханяна, а еще спустя три дня, 17 ноября, оставил свой театр и армию поклонников режиссер и артист Роман Виктюк. Под занавес года ушел из жизни еще один известный актер театра и кино Валентин Гафт. Знаменитости будто не захотели расставаться надолго с целой плеядой людей, чьи имена позволяют нам вспоминать прекрасные театральные и киноработы – писателем и сценаристом Юрием Бондаревым, яркими и харизматичными Борисом Клюевым и Виктором Проскуриным, талантливыми, но давно не появлявшимися на телеэкранах Николаем Губенко и Ириной Печерниковой, неподражаемыми Инной Макаровой и Ириной Скобцевой – первой и второй женой кинорежиссера Сергея Бондарчука.
Экран сохранил их образы. И наша память.
Особое место в ней найдется и 2020-му – году и неоправданных, и закономерных потерь. Однако именно благодаря им мы учимся ценить то, что имеем: как простые ежедневные радости, так и самое большое счастье – жизнь. И эта формула со временем не меняется. В своей первой "Колонке редактора", написанной в январе 2020 года, увидела практически такие же слова: "…главное и самое бесценное, чего можно желать под Новый год и просто каждый день себе и другим, – это просто жить". Добавлю: и верить в чудо! Но об этом – в следующем номере…
Жанна Гордиевич.
Отправить комментарий