Для Натальи Жуковской не существует «синдрома понедельника». В «школьный дом», как она сама называет городскую СШ №1, педагог приходит каждый день в хорошем настроении. Такое состояние не покидает ее уже более двух десятков лет. Точно так же, но скрывая за улыбкой сильное волнение, выпускница БГПУ появилась в стенах учреждения, чтобы дать свой первый урок. А последние два года переступает его порог как директор.
Еще раньше, в классах школы №1, крепло желание Натальи Ивановны стать учителем.
– Не сомневалась, что эта профессия в итоге станет делом всей моей жизни, – говорит собеседница. – Перед глазами в тот период были примеры моей мамы Марии Александровны, которая возглавляла отдел образования Клецкого района, и старшей сестры Инны, тоже выбравшей педагогику. Каждая из них с горящими глазами рассказывала о работе с детьми, о том, сколько всего интересного происходит с ними.
Конечно, мне также этого хотелось. Старательно занималась на уроках, желая не подвести родных и помня, к чему стремлюсь. Была завсегдатаем школьных мероприятий благодаря коммуникабельности и активности.
Клетчанка вспоминает, как просила у классного руководителя кусочек мела, чтобы принести его домой, рассадить перед собой мягкие игрушки и писать им правила и задачи на двери шкафа. Для нее это были первые «ученики» и «школьная доска».
Когда пришло время поступать, единственно желанным вариантом выглядел педуниверситет. Не сразу Наталья Ивановна определилась с предметом. Ей виделось увлекательным преподавать языки, но был еще давний интерес к истории. Наша землячка выбор сделала:
– Решила изучать обществоведческие дисциплины на истфаке БГПУ имени М.Танка. Все пять лет, проведенных там, ни разу не подумала, что это, наверное, не мое. У меня были замечательные педагоги, прекрасная группа. По-максимум брала из того, чему нас учили.
Еще будучи студенткой, мне не терпелось применить теорию на практике и на третьем курсе я пошла работать в одну из столичных школ. А спустя несколько месяцев оказалась в минской СШ №135, где мне посчастливилось трудиться полтора года.
Дирекция учреждения сразу же поручила Наталье Ивановне классное руководство.
– Мне было всего 20 лет, – вспоминает Н.Жуковская.– За моей спиной не стояли строгие кураторы, не было особой возможности пожаловаться на трудности близким, так как они находились в Клецке. Со всем справлялась сама. Не все идеально выходило, но после такой школы жизни, когда вернулась в район молодым специалистом, начинала не с нуля.
Конечно, опыт пришел с годами, и все же чувствовала внутри уверенность в знании того, что делать. И все равно сильно волновалась. Даже учитель с большим стажем, входя в класс, испытывает нечто похожее, если он хочет дать урок, который запомнится детям.
Все получалось. Ко мне никогда не возникало вопросов в плане дисциплины в классе и к уровню преподавания на уроках.
Наталья Ивановна убедила, что возвращалась в Клецк счастливым человеком.
– Безумно люблю город, где родилась, – признается педагог. – Он очень уютный и красивый. Мне нравилась перспектива спокойно здесь жить, работать, ставить перед собой профессиональные цели. Первый год проводила уроки для учеников СШ №1 и №3. Затем стены первой школы окончательно стали для меня родными, а местный коллектив – семьей.
Из 23 лет педагогического стажа клетчанка восемь работала завучем, а последние два года руководит СШ №1:
– Принять решение стать директором мне помог Анатолий Николаевич Климович, начальник управления по образованию, спорту и туризму Клецкого райисполкома. Он сумел привести нужные доводы, подобрал именно те слова, которые вселили веру в себя. На новой должности сразу приняла решение сохранить то, чего добились мои предшественники. Мне как руководителю хотелось не только удержать ранее завоеванные позиции, но и приумножить наши успехи.
Теперь работа Натальи Ивановны начинается с обхода школы и ее территории, просмотра входящих документов. А затем наступает время 15-минутной планерки с заместителями.
– На ней мы планируем свой день, – поясняет руководитель. – То, что намечаем на большом совещании в понедельник, – это одно, но в течение недели постоянно появляется что-то срочное, и нужно обговорить все вопросы, наметить порядок решения задач.
Вместе с тем Н.И.Жуковская продолжает быть учителем-практиком:
– Я веду уроки, готовлю учеников к олимпиадам и искренне радуюсь их успехам. Это то, что держит в рабочем тонусе. Мне нравится общаться с детьми. Наша молодежь, кто бы что ни говорил, замечательная. У них много идей. Важно не дать потухнуть огню в их глазах, поддержать.
Стараюсь быть с ними на одной волне. По возможности читаю, слушаю и смотрю то, что интересно современным школьникам. Хочу, чтобы ребята почувствовали: «Да, она поймет. Она с нами». Для молодых специалистов стремлюсь быть помощником. Раз в неделю обязательно бываю у кого-нибудь из них на уроке, даю совет, если нужно. Вижу, как они растут в профессиональном отношении, и это радует.
Хожу на работу с улыбкой. Иногда, конечно, накапливается усталость, но это нормально, если ты действительно по-настоящему посвящаешь себя своей работе. Наградой за это является удовлетворение от сделанного.
Очень счастлива Наталья Ивановна за дочь Дашу, которая продолжила семейную династию и поступила в педуниверситет:
– Я горжусь выбором ребенка. Мне так хочется многому ее научить. Практика у них начинается с первых курсов, и это здорово. Важно как можно раньше понять о педагогике, что это действительно мое. Если нет такого чувства, лучше заняться в жизни чем-нибудь другим. Дети тонко чувствуют, любишь ли ты свое дело.
Коллектив Клецкой средней школы №1 Наталья Ивановна характеризует словом «команда»:
– Руководитель ничего не стоит без единомышленников рядом. Люди, которые меня окружают, – настоящие учителя, коллеги и добрые друзья.
Собеседница заверила – за большим количеством работы у нее есть возможность пожить для себя:
– У меня хватает времени на любимые хобби – готовлю, занимаюсь спортом, читаю.
В профессии у Натальи Жуковской еще много планов:
– Хочется, чтобы Клецкая средняя школа №1 продолжала оставаться на тех высоких позициях, которые она сейчас удерживает в сфере районного образования. Мечтаю видеть в стенах нашего учреждения еще больше деток, которые бегут с большой радостью на уроки.
Ставлю для себя цели делать все возможное, чтобы учителя ходили на работу с горящими глазами и гордились тем, где трудятся. Это настоящее счастье, когда на выпускных балах подходят родители ребят и благодарят нас за то, как мы помогли им воспитать детей и то, какие знания в них вложили.
Юрий Мыслицкий.
Фото Евгении Семенчук.
Отправить комментарий