Внесение на текущем этапе изменений в законодательство о туризме, в частности, через принятие нового Закона Республики Беларусь ”О туризме“ обусловлено последними событиями в туризме, вызванными как действиями отдельных туроператоров, так и пандемией коронавируса.
В результате данных происшествий туристы оставались и без приобретенных туров, и без денег, а в отдельных случаях вообще наедине со своими проблемами, поскольку турфирмы устранялись и по-прежнему устраняются от решения споров с туристами, прибегая либо к ликвидации и другим способам ухода от ответственности.
Проблемы с туристическими компаниями сохранялись на протяжении последних нескольких лет, но пандемия многократно их обострила, наглядно показав полную неспособность рынка туристических услуг, а порой и простое нежелание туроператоров полноценно реагировать на внешние происшествия и оказывать помощь туристов.
Об этом свидетельствуют многочисленные обращения пострадавших туристов в адрес Министерства спорта и туризма: в 2020 году рассмотрено свыше 700 обращений по тематике туризма, где туристами освящались проблемы с возвратом им денежных средств, с бесконечными переносами туров, прекращением турфирмами контактов с туристами, ликвидацией отдельных компаний и многие другие вопросы. При этом вопросы возврата денежных средств за туры решаются между туроператорами и туристами по настоящее время, и шансы туристов
на благоприятный исход пока весьма призрачные. При этом обращения поступают и в настоящее время (около 30 обращений с начала 2021 года).
Пандемия, безусловно, явление опасное и массовое, однако даже при таких обстоятельствах жизнь не остановилась, а, наоборот, перестроилась под реалии коронавируса, и туризм в данном случае не исключение. Ведь уже на текущем этапе туроператорами предлагаются туры на лето
по открытым сейчас направлениям (Болгария, Черногория, Тунис, Турция, ОАЭ, Россия и т.п.), равно как в комплексы туристических услуг включаются услуг по прохождению ПЦР-тестов. Поэтому следует понимать, что в туризме даже при измененных реалиях турист должен быть защищенным в своих правах и законных интересах. Следовательно, нельзя отлагать принятие на текущем этапе нового Закона Республики Беларусь ”О туризме“, ведь непринятие мер по защите прав туристов приведет к еще более плачевным последствиям, чем те, что сложились на сегодняшний момент.
В мировой же практике финансовая ответственность туроператора при международном выездном туризме (Российская Федерация, Республика Казахстан, Республика Польша, Латвийская Республика, Федеративная Республика Германия и т.п.) уже давно стала аксиомой.
К слову, в Российской Федерации и Республике Польша введено применение нескольких форм финансового обеспечения ответственности туроператора, равно как между ними существует вариативность. Так, в Российской Федерации предусмотрены три основные формы финансового обеспечения ответственности туроператора:
страхование ответственности туроператоров и банковская гарантия, между которыми туроператор может выбирать;
фонд персональной ответственности туроператора, который формируется туроператором независимо от вышеуказанных форм финансового обеспечения.
В Республике Польша также отмечено применение нескольких форм финансового обеспечения ответственности туроператора: страхование ответственности туроператора, банковская гарантия и компенсационный фонд.
В Республике Казахстан действует лицензирование туроператорской деятельности, а также обязательное страхование его ответственности.
В Федеративной Республике Германия в сфере туризма действует Insolvenzversicherung – обязательное наличие у туроператора договора страхования на случай банкротства.
Следует сказать, что турист – не единственная категория участников, которым требуется правовая защита. Существует такая категория предпринимателей, как турагенты, которые являются обычными продавцами сторонних туров, получая свой невысокий процент
за посредничество.
На практике возникла ситуация, особенно сейчас, что нести полный объем ответственности приходится именно турагентам. Поскольку задолженность за нереализованные туры во много раз превышает их процент по комиссии, данное обстоятельство зачастую приводит к банкротству и ликвидации турагентов и их вытеснению с рынка туристических услуг.
Данное обстоятельство также сказывается на защите прав потребителей, поскольку, не имея договора с туроператором, турист в связи с фактическим уходом турагента не может предъявить претензию туроператору либо обратиться в суд с иском. Поэтому возникает вопрос разделения ответственности турагента и туроператора, сохранив за агентом посредническую функцию, а за туроператором функцию основного исполнителя по собственным турам.
Еще одной составляющей туризма является экскурсионное обслуживание, и в настоящее время существует проблема так называемых экскурсоводов-нелегалов, которые проводят экскурсии, не имея свидетельства об аттестации экскурсовода, тем самым, вытесняя грамотных и опытных экскурсоводов. Более того, здесь важным является и идеологический аспект, ведь лицо, проводящее экскурсию, должно понимать, какое представление о стране может сложиться у туристов, нельзя искажения исторических фактов и оскорбления имиджа страны. Поэтому в законопроекте планируется предусмотреть, что экскурсии могут проводиться только аттестованные экскурсоводы и гиды-переводчики, а запрет на проведение экскурсий неаттестованными лицами.
Эффектом принятия нового Закона Республики Беларусь ”О туризме“ станет вытеснение недобросовестных игроков с рынка, а также укрепление позиций и правовой защиты наиболее уязвимых категорий участников.
Очевидно, что время перемен в туризме уже настало, поэтому принятие нового Закона Республики Беларусь ”О туризме“ необходимо
на текущем этапе.
Отправить комментарий