Жизнь и здоровье граждан является наивысшей ценностью любого государства. Любой факт насильственной гибели людей, сопряженный с совершением противоправных действий, необходимо расценивать не иначе как чрезвычайное происшествие, требующее тщательного разбирательства.
Вопросы координации деятельности государственных органов в целях устранения негативных тенденций в структуре и динамике преступлений против личности, состояния эффективности профилактической работы систематически подвергались анализу, по результатам которого принимались решения, направленные на исправление негативных тенденций.
Однако, несмотря на принимаемые меры, по итогам 2020 года (в сравнении с 2019 годом) в Минской области зарегистрирован рост умышленных убийств – на 26,1%, а также умышленных причинений тяжких телесных повреждений, повлекших по неосторожности смерть потерпевшего – на 64,3%.
В результате совершения данных преступлений погибло 73 (48) человека (+ 52%).
Подавляющее большинство убийств (82,7%) совершены в состоянии алкогольного опьянения.
Проведенный анализ уголовных дел позволил сформировать криминологический портрет лица, наиболее часто совершающего особо тяжкие преступления против жизни и здоровья граждан, – это мужчина средних лет, находящийся в состоянии алкогольного опьянения, нигде не работающий.
При этом многие преступники не находились в поле зрения правоохранительных органов.
Также следует отметить, что более половины потерпевших, будучи в трудоспособном возрасте, не работали и не учились, а также совместно распивали спиртные напитки непосредственно перед совершением в отношении них преступления (по рассмотренным уголовным делам).
Таким образом, основными причинами совершения убийств и тяжких телесных повреждений являются устойчивое асоциальное поведение, злоупотребление алкоголем, нежелание отдельных категорий граждан заниматься общественно-полезным трудом.
Условием их совершения – ненадлежащий уровень организации профилактической работы с такими лицами.
Подтверждение тому – выявленные прокурорами недостатки со стороны работы государственных органов по профилактике убийств и совершения преступлений в отношении членов семей.
Например, не соответствует предъявляемым требованиям работа отдельных советов общественных пунктов охраны правопорядка по изучению состояния криминогенной обстановки на подведомственной территории.
Практически не разрабатываются и не вносятся другим субъектам профилактики предложения по вопросам охраны общественного порядка, предупреждения преступлений и иных правонарушений.
Индивидуальная профилактическая работа советов в отношении лиц, склонных к семейно-бытовому насилию, в ряде случаев минимизирована.
Выявлены и нарушения при ведении профилактических учетов, осуществлении контроля за поведением подучетных лиц, а также проведении с ними индивидуальных профилактических мероприятий.
Таким образом, для предотвращения возникновения семейно-бытовых конфликтов, профилактике убийств, причинения тяжких телесных повреждений необходимо активизировать работу с лицами, склонных к совершению таких противоправных деяний.
В этих целях прокуратурой области проведено координационное совещание по борьбе с преступностью и коррупцией в Минской области, на котором обсуждены в том числе вопросы совершенствования деятельности субъектов профилактики по противодействию совершения таких преступлений. По итогам совещание выработаны конкретные механизмы устранения недостатков в их работе.
Борис Петровский, первый заместитель прокурора Минской области
старший советник юстиции.
Отправить комментарий