Сейчас загружается

Клетчанин сделал всю мебель в доме и продает свои работы из металла коллекционерам из Европы

 

Работы клецкого мастера по художественной ковке Дмитрия Бондарчука находятся в частных коллекциях в Англии, Австрии, Германии и Чехии. Его шедевры из металла также можно встретить во многих российских и белорусских городах.

Наш земляк был участником «Славянского базара», а также выставлялся в Чехии и столичной Галерее искусств. Недавно Дмитрий вернулся из Гродно, где в составе творческой группы создал 7-метровый арт-объект для города.

Уроженец Гомеля назначил встречу с журналистами «Да новых перамог» в своей кузне на улице Солнечной. Десять лет назад он переоборудовал под нее заброшенное здание бывшей военной автозаправки. С тех пор в местном горне ковались детали для металлических конструкций и скульптур, которые разъехались далеко за пределы Клецка.

Клетчанин Дмитрий Бондарчук поработал над проектом известного мастера Юрася Мацко, который многое делает для сохранения традиций своего родного города Гродно. Многое Клецку в этом плане мог бы дать и Д.Бондарчук.

Нас с собеседником окружают заготовки еще не реализованных проектов и почти доделанная фигура совы из пятисот элементов.

Дмитрий вспоминает, как в первый раз в жизни оказался у наковальни:

Я тогда учился в 8 классе. Наступили летние каникулы. Мне предложили 50 рублей за работу. Наша семья жила небогато, и потому родители отпустили трудиться в кузне, – вспоминает мужчина. – Устроился помощником гомельского кузнеца. Все его звали«Петрович». От него и узнал азы профессии.

Юному Дмитрию тогда доверяли самые простые операции. Мальчик прилежно их выполнял, одновременно стремясь проникнуть в секреты обработки металла.

Всем тонкостям этого дела ему суждено было научить позже. А пока выпускник школы решает поступить в Гомельское художественное училище по специальности художник-живописец. Там он освоил мастерство резьбы по дереву. Долгое время после выпуска это занятие приносило Дмитрию заработок. Постепенно начали поступать заказы со всей страны. Наш земляк пробует рисовать эскизы кованых изделий и у него получается.

Затем судьба свела меня с белорусским мастером Алесем Фалеем, – рассказывает Д.Бондарчук.– Вернулся в кузницу. Потом по разным причинам менял места, но искал возможность работать у кузнечного горна. 

В Клецке Дмитрий оказался, получив заказ на декорирование зданий в нашем районе.

Здесь встретил свою жену Татьяну, – вспоминает собеседник свою первую встречу с супругой. – Увидел ее перебегающую через дорогу и влюбился. Когда появилась семья и родился ребенок, брался за любую работу, которую предлагали. Занимался резьбой по дереву, делал мебель, продолжил рисовать эскизы для ковки, создавал какие-то свои проекты. Работал некоторое время мастером по художественной ковке в Москве. Пока не решил заниматься любимым делом в Клецке.

Целиком посвятить себя творчеству у Дмитрия получилось, когда он арендовал здание под свою кузню.

Мастеру сейчас трудно перечислить все города, где находятся его работы. С досадой мужчина замечает, что не так много он потрудился для Клецка, который стал когда-то родным.

Но в нашем райцентре все же есть места, где можно увидеть изделия из металла, выполненные мастером Бондарчуком. Едем по этим адресам и восхищаемся при каждой встрече с произведениями кузнеца.

Полное впечатление, что автору подвластно все в работе с металлом. То, что для него нет ничего невозможного в профессии, подтверждает и сам Дмитрий.

Самое интересное нас ждало на улице Франциска Скорины. Дом, где живут Дмитрий и Татьяна, встречает оригинальной вывеской с металлическими фигурами ворона и кота.

Во дворе обнаружились и другие, подаренные коллегами по творческому цеху, скульптуры котов. Их живым воплощением является любимец семьи – Боня.

Все здесь –скамейки, стулья, мангал, шпалеры для растений, фонари, декоративные фигурки, – сделаны хозяином.

Внутри дома – настоящий музей резной деревянной мебели. Это тоже ручная работа Дмитрия Бондарчука. Такого оригинального домашнего интерьера мы не встречали нигде. Настоящие произведения искусства – кованые люстры.

Трудно себе представить, сколько времени и сил потратил клетчанин на то, чтобы создать такую красоту.

Работа в кузне – сложный труд, – говорит о своей профессии собеседник. – Нужно каждую деталь ударить молотом 5-10 раз, а элементов может быть несколько сотен. Возле горна температура 60 градусов. В помещении, как в турецкой бане. А еще и за окном бывает жара. Зато такое потение полезно для фигуры. Не обходится без травм на производстве – случаются ожоги. Все компенсирует результат.

Отдельная гордость – участие моих работ в проекте Союза художников Беларуси «Металлиум» в столичной Галерее искусств. Оказался среди мэтров отечественной художественной ковки. Причем, женские скульптуры, которые я представлял, приобрели в частную коллекцию еще до выставки.  

Таких мастеров, как клетчанин Дмитрий Бондарчук в нашей стране соберется чуть больше десятка. Но уже почти месяц он лишен возможности реализовывать новые проекты.

Его творчество приостановлено из-за превышения уровня шума, создаваемого при обработке металла в кузне. Чтобы вернуться к любимому занятию, Дмитрию нужно привести в норму децибелы в помещении.

Десять лет назад, когда я брал в аренду здание, вокруг не было жилых домов, – поясняет ситуацию мужчина. – Оно находилось в плачевном состоянии. Были только стены. Пришлось вложить немалые средства, чтобы сделать это строение пригодным для работы. Со временем поблизости начали раздавать земельные участки под частную застройку.

Одна из новоселов вскоре стала настойчиво выражать недовольство тем, что рядом с ее домом находится кузня. Походы женщины по инстанциям закончились замером уровня шума. Выяснилось, что он превышает норму на три децибела. Местная санитарно-эпидемиологическая служба выдала мне предписание по снижению шумового присутствия. Чтобы исправить ситуацию, потребуются огромные денежные вложения. Поэтому я сейчас практически безработный.

Дмитрия не радуют такие обстоятельства, но он не собирается сдаваться:

Продолжу заниматься тем, что и раньше. Работать буду однозначно, только пока не определился где. Иногда нужно в жизни перепробовать несколько занятий, чтобы определить для себя, для какого дела создан. Дело моей жизни – труд в кузне.

Юрий Мыслицкий.

Фото Инны Федарчук.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили