Старение населения – объективный общемировой процесс, который характерен, в том числе и для Республики Беларусь.
По итогам переписи населения Республики Беларусь, проведенной в 2019 году, для пожилых граждан (65 лет и старше) в общем численности населения составляет 15,4 процента (в 2010 году - 13,8 процента).
Согласно демографическому прогнозу к 2030 году доля пожилых граждан будет составлять более пятой части населения страны (более 20 процентов).
В республике проводится четко выверенная государственная политика, направленная на поддержку пожилых людей. Стержнем национальной системы социальной защиты является пенсионная система.
Ежегодно из государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на выплату пенсий направляется около 79 % бюджета фонда. Эти средства позволяют обеспечивать трудовые пенсии в среднем на уровне 38 % средней заработной платы работников, а минимальные пенсии – на уровне бюджета прожиточного минимума пенсионера.
В целях расширения возможностей для материального обеспечения в старости, буквально накануне Международного дня пожилых людей принят Указ Президента Республики Беларусь от 27 сентября 2021 года №367 «О добровольном страховании дополнительной накопительной пенсии».
Вопрос добровольного участия граждан в формировании пенсии прорабатывался давно, в том числе и с участием депутатского корпуса. Как показывает анализ международной практики обязательные государственные пенсии относительно скромные (ориентированы на удовлетворение основных потребностей). Более высокий уровень дохода в пенсионном периоде обеспечивается за счет участия работника и работодателя в накопительных пенсионных программах за счет собственных средств.
Предложенный вариант, с моей точки зрения заслуживает внимание по ряду причин.
Прежде всего, это реальная возможность сформировать дополнительную подушку безопасности в старости. Попробую аргументировать на цифрах.
Например, если бы эта схема уже действовала при уплате среднестатистическим страхователем 45 лет (мужчина), чей доход равен средней заработной плате работников Республики Беларусь, заключившим страховой договор на условиях уплаты 3% самостоятельно и 3% работодатель. При уплате 27 рублей в месяц гражданин, выйдя на пенсию, получал бы в течение 10 лет – 30% средней пенсии по возрасту, а в течение 5 лет – 50% от размера средней пенсии по возрасту.
При условии заключения договора страхования на условиях 10% самостоятельно, 3% работодатель, при уплате в месяц 58 рублей из заработной платы гражданин в течении 10 лет получал бы половину средней пенсии по возрасту, а в течении пяти лет – практически вторую среднюю пенсию по возрасту.
Указ решает и самые волнующие граждан вопросы обесценивания денег и их наследования в случае смерти, которые будут урегулированы путем создания страховых резервов, механизма индексации, соответствующих выплат страховщиком наследникам.
Для привлекательности и развития вводимого вида страхования для работника и работодателя сохраняются действующие налоговые преференции в отношении добровольного пенсионного страхования:
- страховые взносы включаются в состав затрат по производству и реализации продукции, товаров (работ, услуг), учитываемых при налогообложении;
- на сумму страховых взносов не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения и Белгосстрах;
- страховые платежи по договорам страхования в пользу работников не отражаются в составе фонда заработной платы;
- при этом доходы работников, в виде оплаты нанимателем или профсоюзной организацией по коллективному договору страховых услуг, освобождаются от налогообложения в пределах 3 890 белорусских рублей (на 2021 год) из каждого источника, выплаты страхового обеспечения и страхового бонуса не облагаются подоходным налогом;
- физическое лицо, заключившее договор пенсионного страхования, вправе получить социальный налоговый вычет на сумму уплаченных страховых взносов.
В завершении хочу обратить внимание, что предлагаемым механизмом смогут воспользоваться граждане, которым до достижения пенсионного возраста остается более 3-х лет.
Безусловно, государственная (солидарная) пенсия является и будет оставаться основной гарантией приемлемого уровня дохода пожилых граждан. Государством будут приниматься меры, необходимые для стабильного и эффективного функционирования пенсионной системы.
Очевидно, что, реализуя данный проект, государству в очередной раз придется по мере необходимости поддерживать фонд рублей, но главное, что при сочетании государственной пенсии с дополнительной (корпоративной) пенсией работодателя и личными пенсионными сбережениями граждане в пенсионный период будут иметь комфортный уровень дохода после прекращения трудовой деятельности
Мы не должны оставаться в стороне от решения вопросов обеспечения собственного материального благосостояния в пожилом возрасте. Каждому необходимо выработать собственную стратегию подготовки к старости, важным элементом которой должно стать осознанное формирование личных сбережений на этот период.
Полагаю, что участие в дополнительном страховании, других сберегательных программах на финансовом рынке станет привычным.
Людмила Нижевич, депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь.
Отправить комментарий