Развитие технологий в современном мире обуславливает их повсеместное проникновение во все сферы общественной жизни. Этим пользуются не только добросовестные пользователи коммуникационных сетей, но и злоумышленники. В Республике Беларусь отмечается ежегодный рост преступлений, связанных с хищением денежных средств организаций, физических и юридических лиц, совершаемых с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.
Банковские платежные карты, мобильные телефоны, компьютеры, программы и сервисы – все это делает нашу жизнь более комфортной, но незащищенной от мошенников. День за днем появляются новые разновидности мошенничества в этой сфере, а значит от пользователей всемирной паутины требуются определенные навыки и знания, чтобы не дать себя обмануть.
Подавляющее большинство данных преступлений совершается с применением методов «социальной инженерии», то есть доступа к информации с помощью телекоммуникационных сетей для общения с потерпевшими (сотовой связи, ресурсов сети Интернет). Технология основана на использовании слабостей человеческого фактора и является достаточно эффективной.
В этой статье хотелось бы рассказать о самых распространенных в настоящее время «схемах» кибермошенников, используя которые они осуществляют хищение денежных средств.
ЗВОНОК ИЗ БАНКА
Звонящий представляется сотрудником службы безопасности банка и уверяет: «С вашей карты кто-то хотел похитить деньги, для отмены операции назовите свои данные». Выманив сведения, мошенник выводит со счета все средства и исчезает.
Как не попасться? Скажите, что вы не клиент этого учреждения (даже если это так). Если на той стороне мгновенно переключат на «специалиста из вашего банка» – это точно мошенничество.
Или просто положите трубку и перезвоните в банк сами. Только номер телефона смотрите не во «Входящих», а на сайте.
СБОР ДЕНЕГ НА ЛЕЧЕНИЕ
Мошенники в социальных сетях создают общедоступное сообщество якобы с целью сбора средств на лечение тяжелобольного человека. Деньги предсказуемо забирают себе.
Как не попасться? Запросите у администратора группы справки, документы, другие дополнительные сведения.
ПИСЬМО ОТ ДРУГА
Преступник взламывает чужой аккаунт в социальной сети и рассылает друзьям пользователя сообщения с просьбой сбросить денег или отправить откровенные фото. Мошенник заранее изучает переписку жертвы и выбирает максимально похожий стиль письма.
Как не попасться? Позвоните другу и уточните, действительно ли он вам пишет. Если нет возможности позвонить – напишите в другом мессенджере.
ДЕШЕВЫЕ ВЕЩИ
Вор создает в социальной сети (чаще – в «Instagram» и «ВКонтакте») страницу якобы интернет-магазина с подозрительно низкими ценами. Когда жертва вносит предоплату или перечисляет всю стоимость товара, то оказывается в «черном списке» и больше не может связаться с продавцом.
Как не попасться? На странице найдите реквизиты продавца (как минимум, УНП, который должен указываться обязательно) и проверьте их на сайте «kartoteka.by», поищите отзывы через поисковые системы интернет-браузера. Настаивайте на отправке с наложенным платежом (оплата при получении).
АРЕНДА КВАРТИР
Выставив низкую цену за аренду квартиры, мошенник ждет откликов. В переписке уверяет: интерес большой, чтобы оставить бронь – внесите предоплату. Дальше два пути: или бросает «фейковый»аккаунт и сразу крадет введенные данные карты, или дает реальные реквизиты своей банковской платежной карточки. Во втором случае будьте готовы получить сообщение об отмене сделки с извинениями и просьбой прислать информацию о счете якобы для возврата средств.
Как не попасться? Настаивайте на личной встрече для передачи денег под расписку.
Еще одна простая проверка –
попросить созвониться: фальшивые «арендодатели» под разными предлогами избегают живых разговоров.
ЗАНЯТОЙ ПОКУПАТЕЛЬ
Человек активно интересуется товаром на торговой площадке (том же «Куфаре») и просит либо отправить посылку курьером (тяжело нести с почты/не может отлучиться с работы), либо прямо сейчас принять предоплату на карту. Следом в переписку летит фишинговая ссылка, где нужно указать данные карточки.
Как не попасться? Откажитесь от таких форм оплаты/доставки.
Не вводите данные карты (особенно - срок действия и CVV-код) на сайтах, куда перешли по ссылкам от незнакомцев. Не соглашайтесь уходить с торговой площадки и продолжать переписку в другом приложении.
РОЗЫГРЫШИ И ЛОТЕРЕИ (=ОТДАМ ДАРОМ)
На почту или в личку приходят письма вроде «Вы сделали репост и выиграли приз!». Или кто-то на сайте-барахолке обещает отдать даром дорогой гаджет. Следом - условия получения: надо указать паспортные данные и заплатить за доставку (страховку).
Как не попасться? Не переходите ни по каким ссылкам из письма (даже если они якобы ведут к результатам игры). Черезпоисковик узнайте, действительно ли розыгрыш был проведен, есть ли другие призеры.
МНЕ ТОЛЬКО ПОЗВОНИТЬ
Человек просит ваш телефон срочно позвонить кому-то, потому как у него сел аккумулятор. Получив мобильный, мошенник быстро устанавливает на него следящее приложение. Как только вы решите войти в интернет-банкинг, вор перепишет данные и опустошит счет или прямо в личном кабинете возьмет кредит.
Как не попасться?Лучше вовсе не давать свой смартфон кому-то. Или набирайте номер сами и блокируйте экран, когда будете передавать гаджет для разговора.
Будьте внимательны при общении с кибермошенниками! Постоянно повышайте свою цифровую грамотность!
Михаил Жданко, первый заместитель начальника
Клецкого РОВД
подполковник милиции.
Отправить комментарий