Сейчас загружается

Истории клетчан, которые стали жертвами киберпреступников

 

Только в сентябре на территории Клецкого района было совершено два преступления, относящиеся к категории киберпреступности, которые квалифицированы по статье 212 УК Республики Беларусь.

Фото носит иллюстративный характер.

3 сентября около 9.20 утра на мобильный телефон клетчанина М. раздался звонок. С периодичностью в минуту поступило еще четыре входящих с российскими номерами, и лишь на пятый наш земляк ответил.

Информация сбила с толку: на том конце провода сообщили, что с его банковской карты пытаются снять деньги. Вспомнив о том, что обслуживается в другом банке, гр.М. поведал об этом звонившему, и прервал разговор, успокоившись.

Однако через несколько минут опять позвонили, и совершенно другой человек известил клетчанина, что тому грозит потеря всех средств со счета, тут же пообещав при этом, что "банк может предотвратить хищение". Потом девушка Евгения с приятным голосом долго все разъясняла, употребляя в беседе банковские термины, чем окончательно сбила с толку бдительного гражданина.

Эта психологическая атака с многочисленными (не менее 15!) звонками осуществлялась до 11 часов. Когда же гражданин М. (после собственных манипуляций со своей банковской картой по схеме, разработанной "служащими банка"), получил СМС-сообщение о списании с его счета денежных средств в размере 530 рублей – понял, что так орудовали мошенники.

Потерпевший признался в том, – рассказал оперуполномоченный уголовного розыска Клецкого РОВД Тимофей Уласевич, – что по месту его работы есть листовки, предупреждающие о мошенничестве с банковскими счетами и банковскими платежными картами. Он их внимательно изучил, но почему-то стал вести разговор с людьми, звонившими из другой страны.

Сотрудники милиции предупреждают, что сегодняшние преступники – хорошие психологи, и уж тем более те из них, кто орудует в сфере высоких технологий. Во время телефонного звонка злоумышленник подстраивается к ритму, темпу, громкости речи того, кому звонит, и это позволяет наладить хороший контакт. Затем начинается манипуляция...

9 сентября в 19.15 житель Клецкого района С. на сайте Kufar.by разместил объявление о продаже двигателя для авиамоделей. Спустя 15 минут в мессенджере WhatsApp объявился покупатель.

Завязалась переписка, – рассказывает Тимофей Николаевич, опрашивающий по этому делу пострадавшего, – в ходе которой заинтересованный в приобретении двигателя сообщил, что желает его купить, и прислал чек об оплате покупки через Kufar. Он также довел до сведения, что деньги продавец может перевести прямо сейчас, и предоставил для этого ссылку.

Но у клетчанина операция не прошла: последовал запрос о пополнении баланса его карты как минимум на 50 рублей "с той целью, чтобы было видно, что продавец – не мошенник".

Дальше все развивалось согласно сценарию злоумышленника. Доверчивый мужчина на следующий день перевел на свою карту 200 рублей, а менее чем через час объявился тот же покупатель с просьбой предоставить ему данные банковской карты продавца (для перевода денег за покупку), для чего отправил ссылку на сайт Kufar.by–transfer.onlain.

Из протокола опроса: "На этом сайте я указал данные моей банковской карточки, в том числе CVV-код из трех цифр. Через 24 минуты пришло СМС-сообщение, что с моего банковского счета списано 119 рублей 23 копейки (остаток на счету минутой ранее составлял 120 рублей 96 копеек).

Я написал покупателю о списании денег, на что он ответил, что произошли какие-то сбои в системе. В последующем покупатель был недоступен. Я обратился в службу поддержки и мне сообщили, что сайт Kufar.by–transfer.onlain – фишинговый. Тогда я понял, что стал жертвой мошенников, и обратился в Клецкий РОВД с заявлением".

Мошенников распознать сложно, – соглашается Тимофей Уласевич. – Они хорошо знают, как втереться в доверие. Одну и ту же схему отрабатывают сотни раз, поэтому не волнуются, говорят спокойным, ровным и убедительным голосом. Но есть косвенный признак – это стиль общения.

Например, звонит человек с неизвестного номера, но информацию преподносит частями, задает много коротких вопросов и постоянно вас торопит, чтобы не дать сосредоточиться, подумать. Ему нужно как можно быстрее вывести вас из психологического равновесия: вызвать чувство страха, рассеянности, чтобы зацепить ваше сознание, а после этого удерживать инициативу и манипулировать во время разговора. Поэтому никогда не надо стесняться бросить трубку!

У большинства граждан, особенно у пенсионеров, все контакты есть в телефоне, – поясняет дальше оперуполномоченный уголовного розыска Клецкого РОВД Т.Уласевич. – Чужой номер должен насторожить, даже если обращаются к вам по имени-отчеству. Что бы вам ни говорили, чем бы ни пугали и не советовали «срочно принять меры», отключитесь от разговора на начальном этапе!

Главное – не принимать быстрых решений и не сообщать ту информацию, которую у вас просят. А если не положили трубку, то задавайте встречные вопросы-сомнения. Любые, самые неожиданные, какие придут на ум, даже не относящиеся к теме разговора.

Надо поставить звонящего в тупик, потому что телефонные мошенники используют подготовленные шаблоны, а вы разрушаете отработанный ритм и всю их программу. Это очень важно!

Валентина СЕНКЕВИЧ.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили