Сколько бы воспоминаний ни накопилось у человека за его жизнь, они никогда не вытеснят самые яркие – из детства. Хочу поделиться с земляками теми из них, которые особенно дороги моему сердцу, – о нашем послевоенном Клецке.
Признаюсь, долго собирался взяться за ручку и изложить свои мысли на бумаге. Срабатывает, видно, то, что и у многих пожилых людей есть желание создавать мемуары. Безусловно, целую книгу писать не собираюсь, а вот о том, что запало в душу и находится в ней на протяжении долгих лет, расскажу.
В Клецке живет несколько моих родственников и одноклассников. Когда приезжаю на свою малую родину почтить память родных людей, обязательно гуляю по улицам. Знакомых встретить трудно – ходишь будто по Минску. Но все равно каждое предприятие, каждая улица, каждый дом воспринимаются такими близкими. Вспоминаю границы города 1960 года и сравниваю с теперешними – он вырос в два раза!
Моя детская память хорошо сохранила все эпизоды послевоенной жизни с конца 40-х. В левом углу площади Маяковского между зданием старого РОНО и сквером стоял разбитый танк. На месте нынешних райисполкома и универмага были большие развалины. В начале 50-х при рытье котлована под строительство универмага экскаватор достал металлический ящик, в котором находилась банка с золотыми монетами, отправленными впоследствии в доход государства.
В начале улицы 17 Сентябре по правой стороне, там, где снесли два дома и построили фирменный магазин комбикормового завода, жил музыкант-инвалид Л.П.Новик. Он играл на различных инструментах. И пока в Клецке не было музыкальной школы, родители водили детей учиться музыке к нему. Леонид Петрович в школе вел уроки пения, выступал в клубе во время праздничных концертов, а по воскресным дням устраивал их у себя во дворе – играл на аккордеоне и пел.
Особенно любил исполнять «Осенние листья шумят и шумят в саду...» Слушать его красивый голос приходило немало людей.
На праздники 1 Мая и 7 Ноября в городе организовывали демонстрации, где наравне с колоннами взрослых – тружеников райпромкомбината, больницы, заготконторы, райпотребсоюза, железной дороги, военного городка – шли школьники. Люди любили эти праздники, ведь будни были напряженными, трудовыми.
Заготконтора занималась сушением картошки для дальнейшей отправки на Север и засолкой огурцов в больших бочках, которые зимой хранили в реке подо льдом. Райпромкомбинат вел в лесу разработку мела и производил известь. Эго же предприятие владело мельницей с паровым двигателем, что в 1953-1956 гг. обеспечивал город электричеством, пока к Клецку не провели ЛЭП.
Имелись только электролампочки, а на розетки электроэнергии не хватало, поэтому их не было. Кроме того, функционировали две ветряные мельницы, уцелевшие с войны. Приходя домой, основная масса жителей занималась подсобным хозяйством: кто на грядках в огороде, кто в сарайчиках.
Назвать жизнь в те годы легкой нельзя. Хлеб и то доставался непросто. До 1953 года нужно было отстоять за ним в очереди: либо в ларьке напротив озера Мелявня, либо в угловом магазине рядом с универмагом. Становились в нее с 8 часов вечера, на ночь оставалось 5-7 человек, к которым под утро присоединялись все другие, кто занимал накануне. Приходили семьями, потому что на руки было положено 1 килограмм.
Кому не доставалось целой буханки, тот забирал куски, отрезанные во время взвешивания. Инвалидов войны обслуживали без очереди. И, несмотря на то, что к утру собиралось человек сорок, всегда был порядок, милиции не требовалось за этим контролировать. А вот когда продавали сахар и муку (два раза в год перед большими праздниками), то в трех магазинах, где велась такая торговля (тоже по 1 кг на руки), приходилось устанавливать очередь стражам правопорядка.
В 1954 г. ситуация заметно улучшилась – началось освоение целинных земель.
В 1956 г. на почте и маслозаводе появились два первых телевизора с большими антеннами (до 15 метров высотой) во дворах. Для людей это было редкостной новинкой.
Запомнились из того времени базары по воскресеньям, куда в райцентр с самого утра доставляли из разных населенных пунктов коров, свиней, сливочное масло, яйца. В сезон за бесценок продавались в кошелках ягоды, грибы.
Базары были большие, потому что и деревни тогда были крупные, и народ там жил работящий, хозяйственный. Один товар привозили, другой – покупали. Многие добирались сюда на велосипедах, оставляли их у знакомых и шли по своим делам. Воскресенье считалось не только базарным днем, но тогда и единственным в трудовой неделе днем отдыха. Тот, кто любил футбол, мог посмотреть на игру городской команды, не имевшей названия, которая встречалась на футбольном поле недалеко от ВИТиМа (Всесоюзного института табака и махорки) с командой из Копыля и нашего военного городка. Раздевались футболисты прямо на траве, болельщики следили за состязаниями стоя.
Да и голевые мячи в сетки не залетали – они попросту отсутствовали на воротах. По правде сказать, не было и как такового спорта – вот только футбол и школьные уроки физкультуры…
Летом по воскресным вечерам в парке устраивались танцы. Казалось, над всем Клецком разлетаются звуки популярного вальса «Цветущий май». Как только услышу теперь эту мелодию, непременно вспоминаю детство. В моде также были танго и фокстрот.
Танцевали под пластинки, используя усилитель. В 1958 году на каникулы приехали студенты, которых за исполнение зарождавшихся шейка и твиста, большой диковинки для нашего городка, называли стилягами. Зимой танцы проходили в клубе, его помнит и молодежь 80-х. Раздвигались к стенам стулья (по вечерам каждый день здесь показывали кино), и молодые люди занимали свободное пространство, веселись, влюблялись. Многие пары познакомились именно на танцах и потом создали семьи.
В клуб два раза в год приезжали артисты Минской филармонии, на их концерты люди шли с большим желанием. Артисты из столицы бывали и на слете передовиков сельского хозяйства. Данный районный праздник проходил летом в парке. Лучших колхозников района награждали ценными подарками. Обязательное участие в мероприятии принимал и Морочский хор.
Во всех газетах и по радио размещались призывы ехать осваивать целину, на стройки Сибири, Карелии, Донбасса. В общем, романтика била через край, очень тянуло посмотреть мир, что, кстати, и удалось сделать. Во времена Советского Союза проехал по его просторам от Бреста до Волгограда, от Коми АССР до Тбилиси. За рубежом в качестве туриста побывал в Праге и Париже.
Часто приходится сравнивать жизнь до развала Союза и сегодняшнюю. И мнение у каждого свое. Но лично я никогда раньше не думал, даже в кошмарном сне не видел, что наступит момент, когда распадется великая держава, лопнет Коммунистическая партия, возродится религия, на Украине начнется война... Вот как случается в жизни. Она состоит из плюсов и минусов.
Несмотря на то, что я минчанин, со своей малой родиной тесно связан, собираю о ней книги местных авторов, а книга «Память. Клецк» для меня является главной в личной библиотеке. Кроме того, выписываю районную газету «Да новых перамог», и не просто интересуюсь, но живу новостями и происходящим событиями на Клетчине, радуюсь и горжусь своими земляками, посещаю различные выставки с их участием, если они проводятся в Минске.
Пользуясь возможностью, желаю вам, уважаемые клетчане, удачи, возрождения прежней славы племзаводу «Красная Звезда» и узнаваемости фирменной продукции промышленным и сельскохозяйственным предприятиям. Не теряю надежду увидеть на улицах столицы машины с большими логотипами «Гаммы вкуса» и «Клецкой крыначки». Успеха всем, процветания городу и мира нашей стране!
Вячеслав Позняк,
г.Минск.
Отправить комментарий