Кибермошенничество с помощью смартфонов набирает обороты. Наиболее уязвимой категорией граждан, попадающих под воздействие применяемых мошенниками методов «социальной инженерии», являются люди пожилого возраста, пенсионеры.Клецким РОВД проводится определенная профилактическая и информационно-разъяснительная работа по данному направлению деятельности. Но меры профилактики срабатывают не всегда, так как киберворы неустанно совершенствуют свои приемы. Кто стоит за криминальными схемами? И как злодеям от сети удается втираться в доверие?
Звонок на мобильный раздался вечером выходного дня. 56-летняя жительница Клецкого района сняла трубку. Собеседник представился сотрудником банка и обратился к женщине по имени. Уточнил, не теряла ли она банковскую карточку, не передавала ли третьим лицам. А потом сообщил тревожную новость: кто-то пытался украсть деньги сее карт-счета. Звонивший был убедителен: необходимо принять меры, чтобы сохранить средства. Для этого ему нужны номер банковской карты и идентификационный номер в паспорте. Испуганная женщина выдала все необходимые сведения.
Но на этом история не закончилась: женщину перевели на другого «сотрудника банка» – девушка представилась специалистом финансового отдела. Она объяснила, что деньги нужно временно перевести с расчетного счета на другой, резервный, куда злоумышленники не доберутся. Для этого владелице карты необходимо лишь сообщить код, который пришел в СМС-сообщении. Женщина последовала инструкции, после чего со счета в три этапа ушли все денежные средства.
После выходных героиня истории обратилась в банк. Там выяснилось, что банковское учреждение не имеет отношения ни к звонкам, ни к выводу денег – их, к слову, сняли безвозвратно, после чего женщина обратилась в милицию за помощью.
Хотелось бы обратить внимание еще на один случай, который произошел в этом месяце с жительницей Клецкого района. На мобильный телефон 53-летней женщины поступил звонок. Собеседник представился сотрудником службы безопасности ОАО «Беларусбанк» и сообщил о том что на ее имя оформлен кредит в г. Лида Гродненской области, на что женщина пояснила, что никаких кредитов она не брала, паспорт никогда не теряла, личные данные никому не передавала. Однако, не задумываясь о последствиях, женщина доверилась злоумышленнику, так как собеседник владел большим объемом информации в отношении нее, и сообщила свой личные данные. После проведенного разговора, женщина не сразу осознала, что она разговаривала с мошенником, но после того, как она вспомнила о существовании мошенников, сразу же обратилась за помощью в милицию. Благодаря быстрому реагированию сотрудников милиции, было предотвращено похищение денежных средств с ее карты. В момент приезда сотрудников милиции на мобильный телефон женщины начали поступать СМС-сообщения с «кодами безопасности», с помощью которых мошенник бы совершил хищение денежных средств с карт-счета, и звонки с того же абонентского номера с целью узнать эти коды.Подобных примеров можно привести еще не один десяток: схема набирает обороты, об этом свидетельствует сложившаяся ситуация на всей территории Республики Беларусь.
КАК ЗАЩИТИТЬСЯ ОТ ТЕЛЕФОННЫХ МОШЕННИКОВ
- Следует помнить, что сотрудник банка при звонке заранее должен знать все необходимые ему данные. Сообщать кому-то реквизиты банковской платежной карточки, пароли и коды доступа, паспортные данные ни в коем случае нельзя.
- После разговора при подозрении о факте мошенничества свою карточку можно заблокировать посредством СДБО или контакт-центра банка.
- В случае звонка с «официального» номера банка либо получения СМС с настойчивыми призывами сообщить данные карточки сказать звонящему, что клиент сам перезвонит в контакт-центр или менеджеру.
- В случае, если все же злоумышленнику удалось получить реквизиты карточки клиента и был установлен факт хищения денежных средств, следует незамедлительно обратиться с заявлением в правоохранительные органы.
- Храните номер карточки и ПИН-коды в тайне.
- К своей основной карте в Вашем банке выпустите дополнительную, которой будете расплачиваться в интернете. Туда легко можно будет переводить небольшие суммы денег, и в случае компрометации данных достаточно просто заблокировать ее.
- Поставьте лимит на сумму списаний или перевода в личном кабинете банка.
- Не перечисляйте деньги на электронные кошельки и счета мобильных телефонов при оплате покупок, если Вы не убедились в благонадежности лица/организации, которым предназначаются Ваши средства.
Николай Плешевич, начальник Клецкого РОВД
подполковник милиции.
Отправить комментарий