Выставка "Память народа. Великая Отечественная война в искусстве" к Году исторической памяти откроется 18 февраля, сообщили БЕЛТА в Национальном художественном музее.
"Военная тема закономерно стала одной из центральных в белорусском изобразительном искусстве и сыграла важную роль в формировании национальной художественной школы", - подчеркнули организаторы.
В экспозиции будут представлены около 50 произведений живописи и скульптуры из коллекции музея. Это работы разных лет: самые ранние созданы в военные годы, самые поздние - уже в независимой Беларуси. Таким образом, посетители познакомятся с творчеством нескольких поколений художников, каждое из которых привнесло в военную тему свое мироощущение, понимание, свой чувственный опыт.
"Выставка дает возможность увидеть жанровое разнообразие работ на военную тематику и множество способов ее трактовки, проследить, как изменялся живописный язык от иллюстративности в произведениях военных и первых послевоенных лет до философских работ последних десятилетий XX века", - отметили в музее.
Произведениям 1940-1950-х годов, созданным в реалистическом стиле "по горячим следам", свойственны непосредственность впечатления, несложная повествовательность сюжетов, документальность в передаче деталей. Часто художники использовали наброски и зарисовки, сделанные на передовой или в партизанских отрядах. Именно так была написана картина Е.А.Зайцева "Стоять насмерть" (1948).
В 1960-е годы в искусство пришло новое поколение - те, кто застал войну в детстве и юности и сформировался как художник уже в послевоенные годы. В их творчестве прослеживается осмысление событий в контексте послевоенных реалий. Авторы постепенно переходят к лаконичности выразительных средств, монументализму и статичности форм, психологизму сюжетов. Формируется "суровый стиль", отличающий белорусскую советскую живопись 1960-1970-х годов.
В 1980-1990-х годах приходят художники, не видевшие войны, появляется все больше композиций, не связанных с конкретными событиями и личностями. Произведения о войне приобретают романтический характер, они богато насыщены символами, метафорами, аллегориями. Эксперименты с цветовой гаммой и композицией, размывание жанровых границ, соединение разных временных пластов, осмысление военной темы в религиозном, мифологическом, притчевом ракурсе - таковы черты работ конца XX века.
Война прошлась по судьбам многих белорусских художников. А.А.Астапович погиб в бою в России, А.М.Бразер и И.И.Мильчин - в минском гетто. Е.А.Зайцев, А.О.Бембель, А.К.Глебов, С.И.Селиханов, Н.М.Воронов, Л.Д.Щемелев, П.В.Маслеников сражались на фронте. В.А.Громыко, Г.Ф.Бржозовский участвовали в партизанском движении. З.И.Азгур, И.О.Ахремчик, Б.Ф.Звиногродский, А.В.Волков участвовали в выпуске сатирического листка "Раздавім фашысцкую гадзіну". М.А.Савицкий прошел через нацистские концлагеря. И.М.Басов был вынужден покинуть родные места и служил в трудовой армии под Москвой.
БЕЛТА.
Отправить комментарий