Почему нашим детям страшно становится жить. Выбрасываться из окон, резать вены, вешаться, глотать таблетки, бросаться под колеса бегущих машин не страшно. А жить страшно.
Ребенок находится и живет в нескольких средах: дома, в школе, в компании друзей. И все-таки бывает одинок.Нет ничего страшнее одиночества.
Во всех детских самоубийствах виноваты взрослые. Чаще всего родители создают ребенку тупиковую ситуацию. Жить, как жил раньше, он не хочет, а что-то изменить не в силах.
Представьте себе такую картину: обиженный в школе «бездарный» или «непослушный» ребенок, как побитая собака, идет из школы домой, страшась родителей. Несдержанные, злые, они не хотят взять хотя бы часть детской вины на себя, не становятся громоотводом. Ребенок остается в одиночестве.
В дошкольном, и в младшем школьном возрасте попытки самоубийства предпринимаются в отсутствии взрослых, втайне от них и носят в основном по-детски наивный характер. Дети пытаются голодать, подолгу сидят в ванне с холодной водой, дышат через форточку морозным воздухом, едят снег или мороженое, чтобы простудиться и умереть.
Причинами суицидов в детском и подростковом возрасте может быть несформированное понимание смерти. В понимании ребенка смерть не означает бесповоротное прекращение жизни. Ребёнок думает, что всё можно будет вернуть назад. У подростков понимание и осознание страха смерти формируется не раньше 18 лет; ранняя половая жизнь, приводящая к ранним разочарованиям.
При этом возникает ситуация, по мнению подростка, не совместимая с представлением "как жить дальше" (потеря любимого, наступление нежеланной беременности и т.д.), т.е. происходит утрата цели. Суицидальное поведение у подростков часто объясняется тем, что молодые люди, не имея жизненного опыта, не могут правильно определить цель своей жизни и наметить пути ее достижения; дисгармония в семье;депрессия.
Очень часто попытка суицида это поиск помощи - большинство думающих о самоубийстве, не хотят умирать. Самоубийство рассматривается как способ получить что-либо (например, внимание, любовь, освобождение от проблем, от чувства безнадежности), или попытка сделать больно другому человеку - «Они еще пожалеют!». Иногда ребенок считает, что, покончив с собой, унесет с собой проблему и облегчит жизнь своей семье.
Одетым, обутым, сытым детям, живущим под мирным небом, часто не хватает понимания, терпимости, родительской любви. В семье ребенок должен получать признание своего «я», утверждаться как личность, если это не происходит, он находит круг друзей, с которыми может поделиться своими переживаниями, компанию, где может самоутвердиться.
А вот какое влияние будет оказывать на подростка данный круг общения сложно предсказать.До появления интернета детские игры были чаще всего безобидными и не представляли особой опасности.В наше время, несмотря на то, что дети находятся в основном дома за компьютерами, буквально под нашим носом им угрожает огромная опасность.
Конечно, сейчас не принято вмешиваться в личную жизнь ребенка, а тотальный контроль может быть рассмотрен как нарушение его прав. Но каждому родителю необходимо знать, что в последнее время в популярных социальных сетях набирают обороты игры среди детей и подростков, угрожающие не только их здоровью, но и жизни.
Вот некоторые из них.
«Исчезни на 24 часа». Заключается в том, что ребенок, никого не предупредив, уходит из дома, не появляясь в школе, не отвечая на телефонные звонки, и возвращаются домой ровно через сутки. Затем дети пишут отчет о своем «подвиге», размещая его в соцсетях.
Таким образом, дети хвалятся друг перед дружкой своей самостоятельностью, а по сути - непослушанием. Понятно, что в результате таких действий подростков родители сбиваются с ног в поисках детей, обзванивают друзей, больницы, обращаются в милицию, призывают на помощь общественность, в том числе, через те же социальные сети. А наши пропавшие «герои» тем временем соревнуются в популярности: чье исчезновение наберет больше «лайков» и «репостов».
«Беги или умри». Суть игры заключается в том, чтобы неожиданно перебежать дорогу перед быстро несущимся автомобилем. В этой игре должен быть помощник, который будет снимать этот «подвиг» на мобильный телефон. Фото и видео материал выкладывается на соответствующих страницах интернета. И чем ближе к автомобилю пробежит ребенок, тем «круче» его поступок
Игра на тему «кто круче». Дети кладут на кожу запястья одновременно лед и соль. В результате химической реакции возникает эффект обморожения. Дети соревнуются, кто дольше сможет выдержать боль и в результате получают сильнейшие химические ожоги. И конечно, потом они хвастаются фотографиями волдырей в социальных сетях. Но не редко оказываются в больнице с ожогами второй степени.
В социальных сетях появились злоумышленники, которые привлекают детей 10-17 лет целыми группами, пропагандируя среди них самоистязание и, в конце концов, самоуничтожение. Они используют профессиональные психологические приемы с целью полного контроля над сознанием и поведением ребенка. В результате действий этих людей уже несколько подростков свели счеты с жизнью.
Это так называемые «группы смерти». Всё начинается с того, что подросток подписался на новости в сообществе, а потом его мозг подвергается ежедневной обработке. Предлагается принять участие в игре, где необходимо пройти различные тесты и задания, по мере выполнения которых возрастает рейтинг, открывающий доступ к новым «возможностям»: информации и заданиям, связанным с тематикой смерти, причинением себе физических увечий и инсценировке этих событий.
Администрация групп фактически вынуждает детей выполнять всё более изощрённые задания, а каждый из участников настолько дорожит своим рейтингом, что боится перечить виртуальным авторитетам, и вынужден выполнять опасные задания, вплоть до самоубийства.
Как поступать родителям, если ребенок высказал мысли о суициде?
Ко всем намекам на суицид следует относиться со всей серьезностью. Не может быть никаких сомнений в том, что крик о помощи нуждается в ответной реакции помогающего человека, обладающего уникальной возможностью вмешаться в кризис одиночества.
Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей.
Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности.
Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Можно завести домашнее животное – собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия – психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период.
И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психотерапевту.
Людмила Самохвал, педагог социальный отдела профилактики семейного неблагополучия, социального сиротства, защиты прав и законных интересов несовершеннолетних Клецкого районного социально-педагогического центра.
Отправить комментарий