Участники этнологического проекта привезли жителям деревни Рубеж весть, что "Христос Воскрес". Команда энтузиастов, которую собрала культработник Ольга Пилецкая, второй год подряд показала сельчанам восстановленный обряд обхода дворов на Пасху.
Бабушки и дедушки подпевали "кукОльникам". Этого ждали. Каждому местному с детства знакомы строчки песен "Вялік святой нам дзень настаў" и "Добры вечар дай пад аканэчко", которые исполняли самодеятельные артисты.
Тексты были воссозданы в 2021 году во время этнологической экспедиции, после бесед со старожилами деревни - Виктором Коршуном, Владимиром и Софьей Курило.
Тогда же инициатор проекта Ольга Пилецкая узнала все особенности обряда в этом регионе Клетчины.
Одно из обязательных требований обычая - чтобы в обходе дворов участвовали только мужчины. В нынешнем году Ольге удалось собрать состав из восьми волочебников. Они представляли сразу несколько областей Беларуси - Минскую, Гродненскую и Витебскую.
Из клетчан праздник жителям малонаселенного Рубежа на Пасху дарили Руслан, Герман и Владимир Буйвило, а также Юрий Мыслицкий. Последний - был и в первом составе "кукОльников", образца 2021 года.
Обычные занятия всех четверых не связаны с концертными выступлениями.
Поэтому общему делу помог приезд участников белорусской фолк-группы "GUDA" - Германа Бондаренко, Олега Калиновского, Дмитрия Кирильчика и Андрея Липского.
Накануне Пасхи проходили репетиции. Не все получилось сразу. Клецкая часть команды и парни из коллектива "GUDA" разучивали обрядовые песни по отдельности. С нашими земляками занималась культработник районного центра культуры Ирина Минец.
Вместе волочебники спелись только в день Светлого Христова Воскресения. После нескольких совместных прогонов песни зазвучали в традиционной манере.
Работник Сенненского районного центра культуры и народного творчества Герман Бондаренко виртуозно подыгрывал участникам этнологического коллектива на гармони.
Можно было только поразиться его выдержке, так как музыкант за пять часов исполнил "Вялік святой нам дзень настаў" и "Добры вечар дай пад аканэчко" около трех десятков раз.
Именно такое количество дворов в деревне Рубеж обошли волочебники. В каждом доме их радушно встречали, приглашали к праздничному столу.
Почти везде на вопрос "кукОльников" «Ці песню спяваць, ці так валачобнага даць?» звучал ответ "Спявайте, хлопцы". Голоса артистов и инструмент замолкали только в том случае, когда хозяева сообщали, что кого-то из их родственников недавно не стало. Местная традиция на этот случай строга: "петь в доме, где траур, нельзя".
За то, что не обошли двор, что считается большой обидой для хозяев, жители Рубежа щедро благодарили гостей, наполняя их корзину, за которую отвечал Дмитрий Кирильчик, десятками сырых яиц, крашенками, куличами, "гарэлкай" и белорусскими рублями.
Владельцы домов из отдаленных частей деревни, просили соседей, живущих на центральных улицах, сообщать кукОльникам адреса, где их очень ждут.
- Якія ўсе хлопцы маладзенькія, не наглядзецца, - не скрывали эмоций бабушки. - А як хораша спяваюць! Зрабілі нам сапраўднае свята.
Костюмы и белые рубашки на каждом из участников обряда Ольга Пилецкая объяснила еще одной местной традицией:
- Калі раней хадзілі у кукОльнікі, то апраналі самую лепшую вопратку, якая была ў шафе.
"Добры вечар дай пад аканэчко" обычно исполняли в домах, где жила молодая девушка. В это воскресенье лихую композицию про "пана, які паехаў да Кракова шукаць жону" парни не отказывали спеть и в домах, где не было "паненкі".
Многие старожилы деревни Рубеж вспоминали, как сами ходили в "кукОльники". Мужчины просили у Германа Бондаренко гармонь, чтобы вспомнить полузабытые навыки.
За музыкальную часть обряда также отвечал и клетчанин Руслан Буйвило. Этот участник команды впервые взял в руки барабан, но за несколько репетиций отлично освоил инструмент. В этнологический проект Руслан привел своего брата Владимира и сына Германа.
Рубеж для семьи Буйвило - родная деревня. Здесь родилась мама Руслана и Владимира. Местные жители узнавали братьев, так как часть их детства прошла в этой деревне. И сами мужчины легко ориентировались в улицах Рубежа, вспоминая годы, проведенные здесь.
Самый младший участник проекта - 19-летний Герман Буйвило, с интересом воспринимал происходящее. Он внес в обряд энергию молодости.
Обход дворов завершился в соседней с Рубежом деревне Доморацкие. Команда обязательно хотела попасть в дом одной из местных жительниц, которая ждала "кукОльников" еще в прошлом году. На эту Пасху они зашли во двор женщины. Под ее окошком необычные визитеры спели и "Вялік святой нам дзень настаў" и "Добры вечар дай пад аканэчко".
В Доморацких этнологам подсказали новые слова из текста песни "Вялік святой нам дзень настаў".
После обряда участники фолк-группы "GUDA" делились своими впечатления:
- Всегда интересно знакомиться с традициями одного из регионов Беларуси. Клецку повезло, что у него есть такие энтузиасты, как Ольга Пилецкая, которая занимается восстановлением таких обрядовых праздников. Были удивлены, что местные парни и мужчины, не являясь культработниками, по своей инициативе попробовали себя в роли "кукОльников". Это здорово, что народное наследние не забывается, а получает у вас новую жизнь.
Восстановленный обряд обхода дворов на Пасху в Рубеже претендует на попадание в список нематериального культурного наследия Беларуси.
Здесь мы рассказывали, как проходил первый обряд.
Юрий МЫСЛИЦКИЙ.
Фото и видео Татьяны ГОРШКОВОЙ.
Отправить комментарий