Белорусы стали чаще интересоваться историей своей семьи. В архивы Беларуси поступают тысячи запросов на работу с документами.
Земляки готовы сидеть в читальном зале и листать метрические книги. Но не все. Есть люди, которые доверяют дело исследователям генеалогии. Таким, как клетчанин Михаил Беленченко.
Наш земляк создал группу в ВК и аккаунт в Instagram, где предлагает помощь в поиске сведений о биографии предков.
Михаил начал с себя:
- Лет 7-8 назад стал собирать информацию о разных поколениях своего рода. Вник в тонкости, нашел архивы, где есть нужные документы. Постепенно втянулся в процесс и решил продолжать. Предложил услугу тем, кто тоже хочет знать о родственниках. Желающие нашлись.
Связываются с клетчанином в основном россияне с белорусскими корнями:
- Чувствуется, что люди по-настоящему заинтересованы в составлении родословной. Им действительно важно погрузиться в прошлое своей семьи. А для этого нужно глубоко копнуть в историю.
Поэтому Михаил подолгу работает с фондами Национального исторического архива Беларуси:
- В архивных документах удаётся найти только определенную информацию. Клиентов предупреждаю об этом заранее. По метрическим книгам церквей, костёлов и синагог можно узнать дату рождения и смерти того или иного человека, выяснить, какого он был сословия и вероисповедания, найти запись о его браке. Например, об одном своём предке я узнал, что до середины 19 века он был католиком, а затем перешёл в православие.
Михаил делится опытом:
- В Национальном историческом архиве Беларуси хранятся документы генеалогического характера за период с конца XIV века до 1917 года. Но если речь идет о поиске человека из крестьянского сословия, то продвинуться удаётся только до 1790-ых годов, изредка - до 1740-1750-ых.
В практике клетчанина бывали случаи, что метрики, относящиеся к конкретному приходу, за тот или иной период не сохранились. Тогда нужно просматривать другие архивные источники - судебные дела, купчие, "ревизские сказки" (старинные книги о переписи населения). Так исследователь генеалогии от поколения к поколению углубляется в историю.
- Документы, относящаяся к годам после 1917-го, хранятся в Национальном архиве Республики Беларусь, - рассказывает Михаил. - Его работники для многих запросов потребуют подтверждение родства с людьми, сведения о которых вы собираете.
По словам клетчанина, поиск сведений замедляется, когда потомки знают лишь примерную дату рождения своего предка и не могут сказать, какую веру он исповедовал:
- В Национальном историческом архиве Беларуси установлен лимит на время работы в читальном зале. За один визит там можно провести четыре часа. Удается пролистать метрики примерно за 5-10 лет. Количество выдаваемых за раз дел тоже ограничено. А если у тебя примерные данные, в каком году родился человек, то могут потребоваться метрические книги, датированные несколькими годами ранее и несколькими годами позже. Чтобы экономить время, стараюсь дома максимально подготовиться к труду в архиве - заранее заказываю дела, составляю план.
Генеалогическое исследование может растянуться на период от нескольких месяцев до года. Всегда найдется какая-нибудь особенность и сложность, плюс лимиты по работе с историческими документами.
В некоторых случая поиск может привести в зарубежные архивы. Латвия, например, предоставила открытый доступ к метрикам по своим территориям. Но не все иностранные учреждения готовы рассматривать генеалогические запросы из-за рубежа.
Михаил видит интерес к своей инициативе и планирует продолжать. Впереди - изучение фондов Национального архива Республики Беларусь.
Юрий МЫСЛИЦКИЙ.
Фото Инны ФЕДАРЧУК.
Отправить комментарий