Деревня Шкленниково Мядельского района Минской области - сестра Хатыни. День 27 сентября 1943 года в жизни этого населенного пункта - особая дата. В этот день в Шкленниково произошла трагедия - лесная деревушка была дотла сожжена немецко-фашистскими захватчиками вместе с жителями.
Прошло 79 лет, однако боль страшной утраты до сих пор живет в сердцах потомков и односельчан. Митинг-реквием, который ежегодно проводится в Шкленниково на протяжении последних лет, - напоминание о страшных событиях, которые не должны повториться на нашей земле.
Оставшаяся в живых
Традиционно на эту встречу собираются местные жители, приезжают те, у кого погибли родственники, имена которых навечно запечатлены на обелиске, что стоит в центре восставшего из пепла после войны Шкленниково. Собирается местная молодежь, жители соседних населенных пунктов, в доковидный период приезжали и из соседних стран потомки погибших.
Еще совсем недавно были живы несколько свидетелей сожжения деревни - те, кто чудом уцелел. В настоящее время в живых осталась только одна жительница Шкленниково, на глазах которой случилась трагедия в 1943 году, - Мария Алексеевна Купревич.
Мария Алексеевна родилась 2 августа 1927 года. Девушке исполнилось 16 лет, когда немцы дотла уничтожили ее родную деревню, сожгли родной дом.
Так фашисты отомстили жителям лесной деревни за помощь партизанам. Ведь в лесных нарочанских краях активно действовали несколько партизанских отрядов, которых всячески поддерживали местные жители. Партизанам помогали с продуктами, для них сельчанки шили, все были объединены единой целью и делали все во имя скорейшей победы над оккупантами.
Мария Алексеевна рассказывает, что тот сентябрьский день 1943 года она запомнила на всю свою жизнь.
... Колонна солдат и полицейских со стороны деревни Княгинин медленно двигалась по дороге в сторону Мяделя. Шум движущейся колонны по звукам мотоциклов услышали в Шкленниково. Многие сразу же стали убегать в направлении болот, что расположены возле деревень Сивые и Неверы. Но было много тех, кто убежать не смог. Дома остались в большинстве старые и больные люди, инвалиды, дети.
Мария Алексеевна вспоминает: "Все случилось солнечным и теплым днем на Воздвижение. Мои бабушка Магдалена Малько и тетя Кристина Малько сгорели в тот день заживо, до сих пор сердце болит за них. Тетя Кристина, инвалид с детства, была уверена, что ее не тронут. Она пыталась уговорить моего отца, чтобы и мы остались с ней. Отец ее не послушал, и мы побежали в лес, разбрелись, что нас и спасло. Помню, как с мамой и отцом, двумя сестрами в страхе бежали в лес через поле, а вслед нам строчили пулеметные очереди. Тех, кто падали на ходу, фашисты зверски добивали прикладами. Кто был помоложе и побыстрее, убежали… Тетя спряталась под печкой у себя дома, но это ей не помогло, враги никого не пощадили, умирала в огне и дикой боли. Один мой брат также смог скрыться и служил потом в партизанском отряде, а второй брат и дядька были угнаны в Германию".
Люди и дома сгорели дотла
Очевидцы вспоминали, что каратели согнали мужчин, женщин, детей в дом Романа Мисуны и под страхом смерти запретили всем выходить. Ночь была в тревожном ожидании. Наутро 27 сентября фашисты отобрали старых, больных, инвалидов и тех, кто сильно плакал, а оставшихся присоединили к колонне невольников (их затем вывезли на каторжные работы в фашистскую Германию).
Немцы продолжили свое страшное дело: завели по домам, сараям по несколько человек и автоматными очередями расстреляли, а потом еще жестоко добивали одиночными выстрелами из пистолетов.
Семью Виктора Чернявского расстреляли в хлеву, рядом с их же домом.
Совершенно случайно на пути фашистов оказалась Ксения Глинская, которая вместе с маленькой дочкой Юзефой возвращалась из окрестной деревни Скороды. Их также постигла страшная участь.
Адама Степановича Гришкевича, соседа Марии Алексеевны Купревич, привели к зданию школы. Пожилой человек не успел убежать, немцы догнали его и прошили автоматной очередью, а потом положили на дрова и сожгли. Теперь его фамилия - в скорбном списке на обелиске.
Людей жгли под жуткие крики родных. Невозможно без слез и боли слушать эти страшные рассказы.
Говорят, что, когда бушевавшее пожарище утихло, оставшееся от деревни и людей пепелище немного остыло, а немцы ушли, один из местных партизан (по некоторой информации - Альфон Чернявский) пришел в деревню. Он увидел за пепелищем, наверное, ветром унесло, кусочек ткани от кофточки своей мамы Винцули Чернявской...
Мужчина горько зарыдал. Он собрал человеческие кости, оставшиеся на пепелище, и захоронил. Сейчас на месте этого захоронения в Шкленниково и возвышается обелиск.
Тогда, в 1943 году, Мария Купревич с родными и односельчанами больше недели просидели на болотах, они слышали, как немцы на мотоциклах колесили по лесной дороге, пытаясь найти убежавших, чтобы убить. Страх, холод и голод, эти чувства одолевали людей.
Зловещее красное зарево в небе видели во всех окрестных деревнях.
Когда беглецы вернулись в деревню, от нее ничего не осталось. Все оплакивали погибших родных и односельчан. Затем пошли искать пристанище у знакомых и родственников в окрестных деревнях.
Митинг-реквием
Этот скорбный рассказ - в основе сценария, по которому и прошел митинг-реквием в Шкленниково.
Как отметил в своем выступлении прокурор Мядельского района Виталий Афанасенко, в Великой Отечественной войне погиб каждый третий белорус. "Только на Мядельщине изверги уничтожили около сотни деревень, расстреляли, сожгли, повесили не менее 4 тыс. мирных жителей, и из них не менее 550 детей, угнали в рабство не менее 3,5 тыс. человек, - подчеркнул прокурор.- Убийцы, будучи уверенными в безнаказанности, с самого начала стали методично уничтожать мирное и безоружное население. Не щадили никого - ни женщин, ни детей. Это раскрывает истинное лицо нацизма".
Ветеран Великой Отечественной войны Михаил Гордон подробно рассказал о трагедии сожжения деревень в Мядельском районе.
Правнучка погибшего в огненном Шкленниково Адама Степановича Гришкевича - заслуженный деятель культуры Республики Беларусь Алина Гришкевич подчеркнула, что нельзя забывать о трагических событиях Великой Отечественной войны, чтобы память о жертвах геноцида передавалась из поколения в поколение как предостережение о недопустимости войны и во имя сохранения мира на земле.
Мероприятие было организовано с помощью Мядельского райисполкома. В нем приняли участие заместитель председателя райисполкома Ольга Габрусенок, ученики Сватковской школы, а также мядельских средней школы №2 и гимназии, представители Мядельского дома культуры, жители деревни Шкленниково и других населенных пунктов.
На мероприятии была представлена выставка копий документальных материалов Молодечненского зонального архива о зверствах и злодеяних фашистов и их пособников на территории Мядельского района в годы Великой Отечественной войны. Экспозиция подготовлена Мядельским музеем народной славы. Кроме того, была представлена выставка картин уроженца Мядельского района народного художника Василия Шаранговича.
БЕЛТА, фото Алины Гришкевич.
Отправить комментарий