Одна из комнат в квартире Натальи Тупальской стала мастерской. Там клетчанка создаёт авторские куклы. В рабочей зоне – швейная машина, стол для раскроя ткани, полки с материалами, заготовки будущих игрушек. Завершенные фигурки стоят отдельно, ждут новых хозяев. Рядом – коробки с гардеробом.
– Это одежда для моих «девочек», – начинает беседу горожанка. – Свои куклы я именно так люблю называть.
Интерес к творчеству наша землячка почувствовала с детских лет.
– Давно занимаюсь шитьем, вязанием, – продолжает собеседница. – А к работе над игрушками пришла, посмотрев обучающее видео в интернете.
Наталья попробовала освоить процесс сама, но стало получаться только после занятий на специальных онлайн-курсах у одного из мастеров.
– Каждая новая кукла выходила лучше предыдущей, – вспоминает Н.Тупальская.
Для создания интерьерных фигурок клетчанка использует плательную ткань, синтепух, акриловые краски, пастель, пряди натуральных и искусственных волос.
– Есть заказы, когда нужно сделать игрушку, внешне похожую на человека, которому её подарят, – говорит мастерица. – Не стремлюсь к фотографическому сходству, но стараюсь добиться, чтобы в кукле угадывались индивидуальные черты будущего хозяина. Если прототипа нет, то окончательный образ оформляется в процессе.
По словам Натальи, одинаковые фигурки не получаются:
– Выкройка та же, а «девочки» разные. Все неповторимые. Чуть не так заполнишь синтепухом заготовку, на полмиллиметра ближе или дальше расположишь глаза – уже совсем другое выражение лица.
Каждый из этапов работы над куклой по-своему ответственен.
Процесс набивки – трудный и длительный. Не обойтись без мозолей. Нужна золотая середина, чтобы игрушка не получилась слишком твердой или очень мягкой. Добиться правильной плотности помогает опыт.
Свои сложности во время прорисовки глаз, носа и губ. Ткань не прощает ошибок. Неуверенное владение карандашом может привести к тому, что заготовка лица будет испорчена.
Отдельно нужно потрудиться над прической. Когда доходит дело до неё, Наталья становится парикмахером. Укладывает волосы, завивает, проводит покраску. Могут использоваться как искусственные пряди, так и шерсть ангорской породы коз.
– Мои куклы – интерьерные, но создаю их прочными, как игровые, с учётом, что ими будут владеть дети, – замечает Н.Тупальская. – Художественные акриловые краски, которые я использую, не боятся воды. Если делаю накладные ресницы, то отдельно под ними рисую ещё одни. Когда первые при неосторожном обращении отклеятся, лицо останется таким же красивым.
Наталья очеловечивает своих «девочек», прорабатывает каждую деталь фигурки. Отличить куклу её авторства можно и по рисунку сердечка, спрятанному под одеждой игрушки.
О гардеробе клетчанка заботится особо.
– Это как настоящая одежда, только в миниатюре, – рассказывает наша землячка. – Есть кармашки, замочки, подкладка. Обувь тоже делаю сама.
Процесс «рождения» 34-сантиметровой куклы занимает время. Убыстряет его использование заранее сделанных заготовок.
– Бывает, что игрушка нужна заказчику уже на следующий день, – делится практикой Наталья. – Чтобы не омрачать кому-то праздник, сажусь и работаю ночью.
Каждая встреча её «девочек» со своими хозяйками дарит мастерице вдохновение:
– Заказчики присылают мне фото или видео момента, когда вручают игрушки. Вижу, сколько радости у детей, когда они обнимают куклы. В лицах тех фигурок, которые создаются по снимкам, малышки узнают себя, сознают, какие они красивые. Это продолжение их самих. В такие моменты понимаешь, что твоё творчество делает кого-то счастливее.
Имена у «девочек» Натальи появляются разными способами. Есть «Беляночка», «Жемчужинка», «Мила», «Эсмеральда».
Идеи, как назвать ту или иную готовую работу, возникают в процессе формирования образа или уже на стадии его завершения. Иногда приходят на выручку новые владелицы, и игрушки перестают быть безымянными.
Сама Н.Тупальская с одинаковой любовью относится ко всем семидесяти куклам, которые она сделала на данный момент:
– Сохраняю их фото у себя. В них частица моей души. Не сравниваю первые из них и те, что появились позже. Конечно, последние будут более совершеннее. Я развиваюсь, и со временем возникнут фигурки ещё лучше. У меня материнское отношение к моим творениям – я не делаю различий между своими «детьми».
Сын Павел и дочери Вероника и Элина не ревнуют маму.
– Они – первые оценщики готовых кукол. Поддерживают, не жалея добрых слов, – комментирует Наталья. – Младшая посильно участвует в процессе, ей это интересно.
Из ближайших задач творческой горожанки: начать делать игрушки размером 60 сантиметров.
Собеседница сообщила, что будет потом:
– Хочу развиваться. Собираюсь пройти обучение технике валяния. Это позволит объёмно выделять на лице бровки, веки, нос, губы. Нацелилась уже в этом году попробовать.
Юрий МЫСЛИЦКИЙ.
Фото автора.
Отправить комментарий