Сейчас загружается

Иешива – история популярности

 

Большинство жителей нашего города и района знают, что в Клецке на улице Гагарина расположен объект историко-культурного наследия под названием – иешива. Многие путают это некогда учреждение образования с синагогой (место общественного богослужения и центр религиозной жизни общины), которых, к слову, в нашем городе когда-то было целых три. Вспомним краткую историю появления иешивы  в нашем городе. 

Всё началось в городе Слуцке, где раввин Исар Залман Мельцер в 1897 году основал первую иешиву. Это учреждение с успехом вело свою деятельность в городе до конца Первой мировой войны. В 1921 году после заключения Рижского мирного договора слуцкая иешива была вынуждена переехать в  Клецк. Её название – «Эц-Хаим» (ивр.— «Древо жизни»).
Здание для иешивы в стиле модерн было построено в нашем городе в 1929 году.

Основателем уже клецкой иешивы был легендарный Аарон бар Шнеур-Залман Котлер, который в 1939 году вместе со своими учениками, спасаясь от войны, переехал в Шанхай, а затем в США. Сегодня его детище — иешива в Лейквуде (город в округе Лос-Анжелеса) «Бейт Мидраш Говоха» — одна из самых значимых и влиятельных иешив в мире.

В клецкой иешиве учились студенты из Польши, Галиции и других стран, и не просто бездумно зубрили Талмуд (ивр. — «учение» — свод правовых и религиозно-этических положений иудаизма; уникальное произведение, включающее дискуссии, которые велись на протяжении около восьми столетий законоучителями Эрец-Исраэль и Вавилонии и привели к фиксации Устной Торы), а с большим рвением постигали основные постулаты религиозных книг. Помимо этого, особое внимание уделялось также   еврейской этике и разбору различных аспектов духовной жизни евреев.

Но всё же, что такое иешива, в чём её суть, и почему она так популярна была тогда и остаётся популярной и востребованной сейчас? Что особенного и необычного происходит за дверями этих учреждений, что посещать их стремились в прошлом и стремятся в настоящем все от мала до велика? Каково на самом деле значение этого слова?

Самое короткое определение – это высший талмудический институт. В ней учат, а вернее сказать, глубоко исследуют Тору (ивр. тора́; букв. «учение, закон» — в иудаизме первая часть еврейской Библии, так называемое «Пятикнижие Моисеево» — свиток с текстом Пятикнижия, хранимый в синагоге как предмет религиозного культа иудеев) и Вавилонский Талмуд. Один из авторов 19 века – раввин Борух Эпштейн в своём автобиографическом произведении «Мекор Барух» в предисловии даёт следующее объяснение: «Этимологически слово иешива, конечно, происходит от  корня «лашевет» – сидеть, так как на занятиях сидели, но оно скрывает и второе значение. Это не противоположность стоячему положению, но состояние покоя и свободы – спокойно и свободно устроится для глубоких занятий».

Прообразом современных иешив были академии Вавилонии, образованные еще в эпоху составления Талмуда (с 4 в. до н.э. по 4 в. н.э.). Со временем центр талмудической учёности переместился в Северную Африку, Испанию и Италию. Потом особенно прославились иешивы Северной Франции и Германии, где разрабатывались новые методы изучения Устной Торы.

Какова же цель обучения в иешивах? Цель – это подготовка учёных, владеющих Устным Законом в степени, достаточной для выведения из существующих алахических законов (традиционное иудейское право, совокупность законов и установлений иудаизма, регламентирующих религиозную, семейную и общественную жизнь верующих евреев) новых решений, подходящих к новым ситуациям. Ученикам предписывается активное участие в лекциях и в дискуссиях, вменяется в обязанность и всячески поощряется выдвижение возражений и поиск противоречий в высказываниях учителя.

Но иешива, в отличие от университета, должна дать студентам не только знание (еврейской традиции), но ещё и механизм, ответственный за формирование у студентов связи с Богом. Она передает чувство святости и связь с Богом, вместе с познаниями в Торе так, чтобы ощущение святости становиться частью его души. Другие светские образовательные учреждения не вмешиваются в личную жизнь учащихся и мало интересуются моральными стандартами их отношений с другими людьми. Но иешива не может их игнорировать.

Все иешивы (возможно, в разной степени) направлены на максимально возможный духовный подъём человека, на работу над совершенствованием качеств характера и глубину учёности в области Закона. После дарования Торы, везде, где жили евреи, были иешивы. И как не похож один коллектив на другой, так и иешивы разнятся между собой. В иешивах присутствует "культура отличия", которая базируется на уровне преподавательского состава, потенциале и мотивации учащихся, уровне требований.

Главная книга, которую изучают во всех иешивах мира – это Вавилонский Талмуд, по-другому называемый гемара.    Изучение гемары – основная форма изучения всей Торы, поэтому задача иешивы — привести учащегося к самостоятельному изучению и пониманию гемары как можно быстрее. Учащиеся иешивы изучают Тору и достигают довольно серьёзного уровня в понимании Талмуда. Пятикнижие, философские книги и книги законов являются дополнительным материалом. Классическая форма изучения Талмуда – в парах. Ею пользуются как начинающие, так и умудрённые  опытом "талмудисты". Хаврута (пара) читает, анализирует текст и обсуждает его.

Такая особенность изучения связана в первую очередь со спецификой Талмуда. Дело в том, что манера изложения информации в Талмуде скорее напоминает теоремы, каждая из которых предполагает доказательство. От изучающего требуется выстроить логическую цепочку, охватывающую вопросы, ответы и доказательства обсуждаемой темы. Даже в тех случаях, когда учащиеся не могут сами прийти к общему решению и его выносит кто-то другой, понимание этого решения очень глубоко, ибо все основы были изучены и обсуждены.
Такой процесс изучения даёт возможность проникнуть в самую суть закона, во все его тонкости.

Каждая пара выбирает для себя индивидуальный (наиболее продуктивный) темп продвижения. Обычно основные подходы в восприятии и понимании Талмуда ученикам объясняют уже в первой группе, уроки ведутся на языке страны проживания с использованием текстов на иврите. Во второй группе с помощью преподавателя начинают работать с оригинальным текстом, пробуют самостоятельно переводить и понимать его. Постепенно иврита становится всё больше, в четвёртой группе занятия ведутся уже исключительно на иврите.

Срок обучения в иешиве практически неограничен. В одной и той же иешиве наряду с недавними выпускниками порою учатся взрослые, иногда даже семейные люди. Выдающийся еврейский философ и мудрец Маймонид писал: «До какого времени человек должен учиться? – до самой смерти, как сказано: «Да не изгладятся эти слова из твоего сердца во все дни твоей жизни». Способность к самостоятельной работе с текстами считается основным критерием образованности, такая работа у признанных авторитетов продолжается буквально до конца жизни...

Делая вывод из вышесказанного, можно с уверенностью утверждать, что по напряжённости занятий иешива, как учреждение образования, не уступала и не уступает ни одному учреждению любой из известных ныне национальных систем образования. А поскольку главной обязанностью каждого еврея считается занятие Торой, то во все времена во всех еврейских общинах самое пристальное внимание уделялось именно созданию и поддержанию иешив.

Современные исследователи еврейской культуры говорят о том, что обучение в иешиве прививает любовь к Торе и даёт человеку тот необходимый уровень самостоятельности в её изучении, который является как бы «дипломом еврея» на всю жизнь.

Кем бы ни был человек по профессии — врачом, адвокатом, бизнесменом, программистом, слесарем — если он учился в иешиве, он старается часть дня посвящать изучению Торы, любит это, видит в этом смысл жизни и высочайшую точку служения Богу наряду с молитвой, созданием крепкой еврейской семьи и воспитанием детей. Как правило, выпускник иешивы умеет быть раввином для собственной семьи или в сложных ситуациях задать правильный вопрос, знает, где и как искать ответ и к кому за ним обратиться.

Татьяна Майсак, сотрудник по охране историко-культурного наследия

ГУ «Музей истории Клетчины».

 

Отправить комментарий

Возможно, пропустили