Транспортная сеть Минщины, этого благословенного края в центре страны, за 85 лет прошла долгий путь развития. И сегодня она исправно разносит по своим «венам», «артериям» и «капиллярам» тысячи людей и сотни тонн грузов — без нее жизнь области невозможна, сообщает Минская правда.
ГОДЫ ИСПЫТАНИЙ…
В 1938 году дорожная сеть Минской области, в сентябре 1939-го изменившая свои очертания в результате воссоединения с частью Западной Белоруссии, была бледной тенью современной. За первую четверть XX века железная дорога края не разрослась — «спасибо» Первой мировой, Гражданской и Советско-польской войнам (1914-1921 годы).
Железнодорожники Минщины первыми в СССР внедрили в работу промышленное телевидение, массовые ЭВМ, грузовые электрифицированные составы, применили бесстыковые пути.
Постепенно темпы развития железнодорожного транспорта стали внушительными. Оборот вагонов по железным дорогам Беларуси значительно сократился. По объему перевозок уровня 1914-го удалось достигнуть только в 1925-1926 годах. БССР в предвоенные времена (к 1938 году) была крест-накрест перечеркнута железными дорогами Вилейка — Молодечно — Бобруйск и Негорелое — Борисов.
Положительная динамика развития отрасли, которая стала вырисовываться к началу 1930-х годов, обрушилась с началом Великой Отечественной. Боевые действия 1941, 1943-1944 годов, партизанские диверсионные действия, бомбежки предсказуемо заставили «железку» стагнировать. Конец 1940-х стал для Минской области тем отрезком времени, когда наши предки начали закладку краеугольного камня современной транспортной системы области.
…ПЛЮС ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ ВСЕЙ «ЖЕЛЕЗКИ» СТРАНЫ
Железная дорога развивалась, затачиваемая под первые советские тепловозы ТЭ1 и более совершенные модели паровозов. Именно Минское депо в 1955-м первым приняло в массовую эксплуатацию скоростной и мощный П-36, что ускорило движение поездов вдвое. Техническое перевооружение спровоцировало организационные укрупнения: Минское отделение Западной железной дороги в 1951-м объединилось с Брест-Литовской в Минскую железную дорогу. Которая в свою очередь через два года стала частью единой Белорусской железной дороги (БЖД). Отдельными вехами развития «железки» Минщины стали ее электрификация и перевод на тепловозную тягу. Декабрь 1963-го запомнился сдачей первого участка «с молнией». Речь о 48-километровом отрезке пути Минск — Олехновичи. С 1966 по 1975 год электропоезда заработали на перегонах Олехновичи —Молодечно, Минск — Пуховичи — Талька — Осиповичи, Минск — Борисов и Минск — Столбцы.
Главное депо Минска полностью использовало тепловозную тягу уже с 1965 года, а могилевское — только с 1975-го.
В 1965-м главное столичное депо «Минск — Сортировочный» обслуживалось тепловозами на 100%. Столичный участок БЖД окончательно электрифицировали к 1981 году. Удалось обойти узлы соседних областей на 5-7 лет. Примечателен данный участок еще и тем, что тут впервые в Беларуси применили бесстыковые пути — рельсовые плети по 800 метров. Пионером является участок Молодечно — Гудогай: инновационный бесстыковой путь и железобетонные шпалы там уложили в 1956 году.
Именно железная дорога Минщины с 1965 года впервые внедрила технические средства охраны. «Степянка» стала первым грузовым двором, где применялось ноу-хау своего времени – промышленное телевидение с возможностью просматривать расположение грузов на стеллажах складов, дистанционно контролировать процесс их выгрузки и погрузки.
В январе 1968 года сложная вычислительная техника пришла и в железнодорожную сферу Беларуси — Минская область опять стала первопроходцем. Первая группа по электронно-вычислительной технике из 13 человек, позже названная ЭЦВМ «Минск-22», разместилась на станции Минск-Сортировочный (сейчас — Минск — Товарный). Первым же удачным проектом ЭЦВМ «Минск-22» стало составление месячного плана погрузки дороги, а также месячные планы маршрутизации для станций. Для этих работ использовалась новая технология, известная как «Белорусская система маршрутизации». В улучшенном виде она используется и поныне!
В марте 1987-го пассажирские перевозки сравнялись с товарными в плане удобства работы с конечным потребителем: минских железнодорожников оснастили двумя ЭВМ «ЕС — 1045», соединенными каналами связи с кассой предварительной покупки билетов (за 45 дней).
«ВТОРАЯ РЕЛЬСОВАЯ ВОЙНА» И ДВА ПАНЪЕВРОПЕЙСКИХ КОРИДОРА
Интенсификация объемов грузоперевозок, превращение железнодорожного транспорта поставили вопрос электрификации участков магистрали Москва — Берлин. Проходил он по Минщине, и в 1982 году первый грузовой поезд на электрической тяге отправился из Орши в Минск. Через год в парк столичного депо прибыли 15 новеньких ЧС4T на электротяге — уже для перевозки пассажиров.
В связи с электрификацией железной дороги реконструкция пути и путевого хозяйства, станций, депо, участков автоматики, телемеханики и связи стала одним из главных направлений развития БЖД. Сотни километров «железки» превратились в спорадическую стройку. Работники отрасли масштабную реновацию шуточно прозвали «второй рельсовой войной». По результатам усовершенствования электрифицированные участки дороги разбегались от Минска во все стороны «гирляндой», которая к середине 1980-х протянулась на 875 км.
Оператор сегодняшней «железки» — государственное объединение «Белорусская железная дорога». В его ведомстве находится почти 5500 км путей. Доля дорог Минщины наименее густая в стране — 21,7 км на 1000 км кв., их длина — 871 км, крупнейший железнодорожный узел — город Молодечно. Тут действует локомотивное и вагонное депо, в Слуцке — оборотное. Большая часть железнодорожный путей сообщения электрифицирована. Несмотря на рекордно низкую густоту «железка» Минщины обладает стратегически важным значением.
По территории области проходят два панъевропейских транспортных коридора: №2 (Берлин — Нижний Новгород) и №9 (Финляндия — Греция), ответвление 2b которого проходит через столицу Беларуси. Особо нужно упомянуть проходящий по югу области участок Барановичи — Слуцк — Осиповичи. Этим путем для нужд страны и на экспорт следуют миллионы тонн калийной соли и удобрений.
Источник mlyn.by.
Отправить комментарий