Парламентарий Людмила Нижевич об основных положениях Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения»
На заседании девятой сессии Палаты представителей Национального собрания седьмого созыва депутаты приняли в первом чтении законопроект «Об изменении Налогового кодекса Республики Беларусь».
В Министерстве финансов отметили, что проект данного закона направлен на улучшение финансового положения отдельных индивидуальных предпринимателей, которые получат право перейти на общую систему налогообложения с уплатой подоходного налога.
Закон от 30 декабря 2022 г. № 230-З «Об изменении законов по вопросам налогообложения» уже опубликован на Национальном правовом Интернет-портале.
Об основных положениях Закона Республики Беларусь «Об изменении законов по вопросам налогообложения» рассказывает председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Людмила Нижевич
Камеральная проверка
С 2023 года камеральная проверка организации или индивидуального предпринимателя будет проводиться налоговыми органами за период, не превышающий пяти календарных лет, предшествующих году, в котором проводится камеральная проверка, и истекший период текущего календарного года.
Усовершенствован порядок проведения камеральных проверок соответствия расходов доходам физических лиц, в том числе в части усиления меры воздействия при их проведении в отношении длительно неработающих граждан.
В частности, в отношении граждан, незанятых в экономике более пяти лет, предложено при проведении контроля за соответствием расходов доходам:
– не принимать в качестве источников доходов, направленных на приобретение имущества и иные цели, доходов, полученных от иных физических лиц по договорам займа, дарения, хранения (за исключением таких доходов, полученных от лиц, состоящих в отношениях близкого родства либо свойства);
– исчислять подоходный налог в размере 13 % с доходов в виде займов, дарения, хранения, полученных от лиц, состоящих в отношениях близкого родства либо свойства (налог исчисляется с суммы полученных в течение года вышеуказанных доходов, превысивших 100 базовых величин.
Ставка подоходного налога
В отношении сумм превышений расходов над доходами, установленных по результатам проверки, предлагается повысить ставку подоходного налога до 26 процентов.
Кроме того, увеличен размер ставки подоходного налога с 20 до 26 процентов:
– при установлении контролирующими органами фактов выплаты заработной платы «в конвертах», а также оформления «фиктивных» выигрышей при выводе денежных средств в интересах организаторов азартных игр или иных лиц;
– в отношении доходов, получаемых физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без государственной регистрации, а также иную деятельность, когда такая деятельность в соответствии с законодательными актами является незаконной и (или) запрещается.
В целях адаптации ставок налогов, установленных в белорусских рублях, к инфляционным процессам предусматривается индексация ставок земельного налога, экологического налога, налога за добычу (изъятие) природных ресурсов.
Акцизы на алкоголь и табак
На 2023 год предусматриваются увеличение ставок акцизов на алкогольную продукцию и табачные изделия с учетом достигнутых договоренностей в рамках Договора об общих принципах налогообложения по косвенным налогам между Республикой и Российской Федерацией (далее – Договор),
В перечень подакцизных товаров включены электронные системы курения, системы для потребления табака с установлением на них ставки акцизов соответствующей размеру, применяемому в Российской Федерации для электронных систем доставки никотина (2,72 рубля за 1 штуку).
Налог на прибыль
Ставка налога на прибыль увеличивается с 18 до 20 процентов с одновременной отменой права областных Советов депутатов увеличивать общеустановленную ставку до 2 процентных пунктов.
Продлевается действие на период с 1 января 2023 г. до 1 января 2025 г. ставки налога на прибыль в размере 30 процентов для операторов сотовой подвижной электросвязи, оператора по обязательному оказанию универсальных услуг электросвязи и коммерческих микрофинансовых организаций.
Сокращается срок переноса убытков с 10 до 5 лет, начиная с убытков, полученных в 2022 г.
Доходы от операций по сдаче в аренду (передаче в финансовую аренду (лизинг)), иное возмездное пользование имущества признаются выручкой от реализации товаров, работ (услуг), имущественных прав, а не внереализационными доходами.
Устанавливается возможность учета в расходах при налогообложении прибыли отчислений в резерв предстоящих отпусков.
Предусматривается включение расходов на проведение идеологической работы в состав внереализационных расходов.
В связи с изменениями, вносимыми Указом в бухгалтерский учет курсовых разниц, корректируется порядок учета при налогообложении прибыли сумм курсовых разниц, в результате чего учтенные в бухгалтерском учете в доходах и расходах курсовые разницы будут аналогично учитываться в налоговом учете.
Ограничивается льгота по налогу на прибыль в отношении прибыли, полученной от реализации продуктов питания для детей раннего и дошкольного возраста, путем отмены возможности ее применения в отношении продуктов для детей дошкольного возраста.
Налог на недвижимость
По налогу на недвижимость отменяется ограничение в применении льготы в отношении объектов, являющихся историко-культурными ценностями, при осуществлении предпринимательской деятельности, а также корректируется льгота, ранее установленная для санаторно-курортных и оздоровительных организаций, с целью обеспечения возможности ее применения не только организациями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, но и филиалами иных организаций, оказывающих аналогичные услуги населению по установленному перечню.
Корректируется льгота, ранее установленная для санаторно-курортных и оздоровительных организаций, с целью обеспечения возможности ее применения не только организациями, осуществляющими санаторно-курортное лечение и оздоровление населения, но и филиалами иных организаций, оказывающих аналогичные услуги населению по установленному перечню.
Земельный налог
По земельному налогу отменяется ограничение в применении льготы в отношении участков, на которых расположены объекты, являющиеся историко-культурными ценностями, при осуществлении предпринимательской деятельности.
В целях упрощения администрирования земельного налога с организаций планируется внедрение с 2023 года системы префайлинга по земельному налогу для организаций (предварительного заполнения налоговой деклараций (расчета) по земельному налогу с организаций налоговым органом на основании имеющихся в налоговых органах сведений). Эта система предполагает:
- отмену для плательщиков–организаций обязанности по представлению ими налоговых деклараций (расчетов) по земельному налогу в налоговый орган в начале отчетного года;
- предварительное заполнение налоговым органом по истечении налогового периода на основании имеющихся у него сведений проекта налоговой декларации (расчета) по земельному налогу за прошедший год и направление ее плательщикам-организациям для подписания;
- направление организациями в налоговый орган подписанной электронной цифровой подписью налоговой декларации (расчета), сформированной на основании поступившего из налогового органа проекта налоговой декларации (расчета) с учетом произведенных, при необходимости, корректировок;
- для обеспечения равномерного поступления земельного налога в бюджет в течение отчетного года установление обязанности уплаты организациями авансовых платежей по земельному налогу по четырем срокам в одинаковой сумме, определяемой в размере одной четвертой суммы налога, исчисленного за прошлый год. Окончательный расчет по земельному налогу будет производиться по итогам календарного года.
При этом авансовые платежи не будут уплачиваться бюджетными организациями и организациями-плательщиками единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции, поскольку плательщиками земельного налога они признаются только в отдельных случаях (например, в случае сдачи в аренду земельных участков, несоблюдения критериев указанного режима налогообложения).
С 2023 года на земельные участки, предоставленные организациям для строительства и (или) обслуживания капитальных строений (зданий, сооружений), на которых в течение трех лет с даты предоставления таких участков не произведена государственная регистрация создания капитальных строений (зданий, сооружений), включая последний из возводимых объектов, будут применяться ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 3.
Законопроектом исключается возможность применения установленных законодательными актами и Налоговым кодексом льгот по земельному налогу в отношении земельных участков, по которым будет применяться ставка земельного налога, увеличенная на коэффициент 3, если иное прямо не установлено в этих законодательных актах и Налоговом кодексе.
Данные новшества вводятся в рамках концепции налогового стимулирования сокращения незавершенного строительства, одобренной Межведомственной рабочей группой по вопросам сокращения количества объектов сверхнормативного незавершенного строительства.
Сфера игорного бизнеса
В отношении налогообложения деятельности в сфере игорного бизнеса введен новый объект налогообложения налогом на игорный бизнес (игровой доход), исключив из числа объектов положительную разницу между суммой принятых ставок в азартных играх и суммой выплаченных выигрышей (возвращенных несыгравших ставок), что позволит расширить виды доходов от реализации услуг виртуальных игорных заведений, подлежащие налогообложению.
Увеличены ставки налога на игорный бизнес с игрового дохода для деятельности по содержанию виртуального игорного заведения с 4% до 8%.
Налогообложение ИП и самозанятых
Особое внимание уделено совершенствованию налогообложения ИП и самозанятых граждан.
ИП с 01.01.2023г. не вправе применять упрощенную систему налогообложения.
Для них отменены отдельные виды деятельности для уплаты единого налога и установлено два режима налогообложения: единый налог и подоходный налог. Ставки единого налога планируется повысить в 1,5-3 раза в зависимости от вида деятельности. Ставка подоходного налога устанавливается 20%.
Для физических лиц, не осуществляющих предпринимательскую деятельность, установлен по выбору плательщика единый налог или налог на профессиональный доход.
Ставки единого налога повышаются от 1,5 до 2,5 раз также в зависимости от вида деятельности.
Размер налога на профессиональный доход зависит от величины дохода и устанавливается от 10 до 20%.
До июля 2023 года для ремесленников и деятельности в сфере агроэкотуризма сохраняется действующий режим налогообложения.
С 01.07.2023 г. в отношении ремесленников и агроэкотуризма обязанность по применению налога на профессиональный доход вводится процент налога будет зависеть от выручки и колебаться от 10 до 20%.
При этом по решению местных органов власти может быть сохранена имеющаяся система налогообложения.
Отправить комментарий