Лето в самом разгаре, а это значит, что сельскохозяйственные организации района приступают к уборке выращенного урожая. Уборочная кампания – ответственное время не только для тех, кто непосредственно растит хлеб, но и для электротехнического персонала сельскохозяйственных предприятий. Ведь именно им необходимо обеспечить надежное электроснабжение зерносушилок, очистительных линий и других объектов, связанных с уборкой и переработкой зерна.
С целью обеспечения безаварийной и надежной работы электрооборудования, а также безопасности работы обслуживающего персонала, энергослужбам и руководству сельхозпредприятий необходимо обеспечить содержание электроустановок в технически исправном состоянии, своевременное проведение их испытаний. Объекты необходимо укомплектовать подготовленным персоналом, провести инструктаж по электробезопасности с записью в соответствующий журнал.
Особого внимания требует вопрос соблюдения электробезопасности при работе сельскохозяйственной техники на полях, так как уборка урожая связана с работами в охранных зонах воздушных линий электропередачи (сокращенно – ЛЭП), а порой и непосредственно под ними. Каждая ЛЭП имеет свою охранную зону. Это земельный участок и воздушное пространство вдоль всей линии на расстоянии от крайних проводов, которое может быть от 2-х метров для сетей напряжением 380-400 В до 40 метров для линий напряжением 750 кВ.
Полевые работы в этих зонах не запрещены, однако при их проведении следует соблюдать особые меры безопасности, невыполнение которых зачастую приводит не только к нарушению электроснабжения потребителей электрической энергии, но и к несчастным случаям.
Так, часто встречаются нарушения, приводящие к несчастным случаям и не редко со смертельным исходом. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ водители начинают движение с поднятым кузовом или механизмом, в результате чего цепляют провода ЛЭП и машина оказывается под напряжением. При попытке покинуть кабину водители могут быть поражены электрическим током.
К аналогичным последствиям приводят случаи, когда тракторами или автомобилями сбиваются опоры, провода рвутся, падают на транспорт или рядом с ним и водители так же оказываются в зоне поражения. Случаются трагедии, когда наверху высокогабаритной техники люди проводят какие-либо работы, в то время, как машина находится рядом с проводами ЛЭП напряжением 10 кВ и выше.
В этом случае при попадании человека под напряжение выжить у него шансов немного. 03.08.2021 произошел несчастный случай с помощником комбайнера ОАО «Новогордищенское» Шкловского района Могилевской области.
При работе комбайна под воздушной линией электропередачи 10кВ произошло повреждение линии (срыв изолятора со штыревого крепления траверсы) и поражение пострадавшего электрическим током.
Во избежание несчастных случаев с людьми, занятыми на сельхозработах, руководству предприятий в обязательном порядке следует организовать проведение инструктажей с работающим по безопасному ведению работ в охранных зонах ЛЭП, обучить их приемам освобождения пострадавших от электрического тока и оказания первой помощи, разработать маршруты передвижения высокогабаритной техники, по возможности исключив или обезопасив ее проезд в пролетах воздушных линий электропередачи.
Под ЛЭП или вблизи их запрещается работа грузоподъемной техники, остановка машин и механизмов, находиться обслуживающему персоналу на агрегате вне кабины или защитного козырька, выполнять ремонтно-профилактические работы на машине, работать при приближении или во время грозы.
В случае падения провода на машину или соприкосновения машины или механизма с проводом, а также при возникновении между проводом и корпусом электрического разряда запрещается какая-либо дальнейшая работа на этой машине. В этом случае водитель, не вылезая из кабины, должен немедленно остановиться и оценить ситуацию. Если при этом можно освободиться от оборванного провода передвижением техники, то необходимо это сделать как можно быстрее. В случае отсутствия такой возможности бригадир или старший на данном виде работ должен сообщить о случившемся владельцу электрических сетей или службу спасения и до прибытия аварийной бригады ни водитель, ни бригадир не должны предпринимать никаких самостоятельных действий.
Если в результате ЧП машина загорится, то обслуживающий персонал должен немедленно ее покинуть, но так, чтобы не было одновременного соприкосновения человека с корпусом машины и землей. Лучше всего спрыгнуть на землю на обе сомкнутые ноги, а удаляться от машины можно только прыжками на одной или двух сомкнутых вместе ногах на расстояние 8-10 метров, чтобы не попасть под «шаговое напряжение».
Все выше указанные меры будут способствовать безопасной эксплуатации оборудования и соблюдению Правил охраны электрических сетей, что позволит своевременно и без аварий провести уборку и переработку нового урожая.
Дорогие труженики села! Не забывайте о том, что электрический ток невидим, не имеет ни цвета, ни запаха, поражает внезапно и представляет смертельную опасность для жизни.
Выполняйте Правила электробезопасности! Берегите себя!
Оксана Гурская, начальник Клецкой районной энергогазинспекции.
Отправить комментарий