Нередко уже после первой недели в школе жизнерадостный и здоровый малыш становится вялым, слезливым, апатичным и раздражительным. Появляются жалобы на недомогание, плохое самочувствие, головную боль или боль в животе… Так может проявляться «синдром седьмого сентября» — когда к концу первой учебной недели проходит радость от новых впечатлений и встреч с друзьями, появляется усталость от непривычной после летних каникул нагрузки.
Что представляет собой синдром?
После длительного летнего отдыха смена обстановки и образа жизни, новый режим и распорядок дня, начало учебных занятий могут вызвать стресс, который негативно сказывается на состоянии иммунитета ребенка. Свою лепту вносит и смена режима дня — ранние подъемы и долгие вечерние укладывания, в итоге — недосып и усталость. Кроме того, ребенку, особенно первоклашке, сложно долго сидеть на уроках, быть сосредоточенным. Спровоцировать развитие «синдрома седьмого сентября» может еще и желание родителей записать чадо на всевозможные кружки и секции с первых дней учебного года.
Процесс адаптации у школьников разных возрастов происходит по-разному. Так, у самых маленьких этот период может длиться около 2-х месяцев, у ребят постарше — до месяца. Специалисты поясняют, что проявление «синдрома седьмого сентября» — это не симуляция, а своеобразный способ организма разгрузиться. Простуда или недомогание — причина лишний раз остаться дома и отдохнуть. Однако родители могут столкнуться и с более серьезными проблемами вплоть до кишечных расстройств и обострения хронических заболеваний.
Как еще может проявить себя «синдром седьмого сентября»:
- подавленностью и вялостью;
- раздражительностью и невнимательностью;
- отказом от любимых игр, занятий;
- изменившимся в худшую сторону поведением ребенка;
- отсутствием желания рассказывать о школе;
- сниженным аппетитом, плохим сном;
- нежеланием ходить в школу.
По мере привыкания к школьным нагрузкам силы восстанавливаются, и ребенок входит в привычный для него ритм.
Советы родителям
Чтобы ребенок легче адаптировался к школьным будням, следует четко придерживаться режима дня. Поэтому готовиться к началу учебного года лучше заранее, примерно за 2 недели до окончания летних каникул: ложится спать и просыпаться раньше. Таким образом организм ребенка привыкнет к графику учебного периода.
Не стоит с самого первого учебного дня предъявлять завышенные требования к ребенку, ругать за плохую успеваемость или поведение. Очень важно в эти дни создать для него максимально комфортную психологическую атмосферу. В первый месяц учебы не стоит отдавать ребенка на разнообразные секции и кружки.
Важной составляющей являются прогулки на свежем воздухе. Неспешная ходьба в течение 30–40 минут поможет снизить моральное и физическое напряжение после трудного дня, а также укрепить иммунитет. Также стоит ограничить время, отведенное на гаджеты: ребенок и так получает большое количество новой информации, дополнительные раздражители увеличивают нагрузку на нервную систему и могут стать причиной перепадов настроения, плаксивости и плохого сна.
Для нормальной работы иммунной системы ребенку нужно получать достаточное количество витаминов и минералов. Необходимой пищей для мозга в период активной умственной деятельности считаются холин и лецитин. Эти элементы в большом количестве содержатся в молоке, яйцах, рыбе и печени. Еще одним бесценным элементом для работы головного мозга считается магний, он содержится в орехах, гречке, какао, бананах, печеном картофеле.
Наталья Шляпникова, врач-гигиенист Клецкого РЦГиЭ.
Отправить комментарий