Две недели за полетом в космос первой белоруски Марины Василевской следила не только вся Беларусь, но и вся Россия. Да и в остальном мире с интересом посматривали, как представительница небольшой европейской страны, не будучи профессиональным космонавтом, уверенно и мужественно, и при этом очаровательно улыбаясь, преодолевала все сложности космического полета. Одной из самых рискованных его частей специалисты называют посадку спускаемого аппарата. О том, как это происходило, корреспондент БЕЛТА наблюдал в Центре управления полетами госкорпорации "Роскосмос", расположенном в подмосковном Королеве.
Через тернии - к звездам и обратно
Марине Василевской пришлось изрядно поволноваться уже в начале ее космической одиссеи, хотя она ни разу не подала виду: вероятно, сыграли роль и ее характер, и опыт прошлой работы в авиакомпании "Белавиа", предполагающий готовность к любым неожиданностям. Конечно же, экипаж, в состав которого входили также командир Герой России и уроженец Беларуси Олег Новицкий и астронавт НАСА гражданка США Трейси Дайсон, тоже готовили к различным нештатным ситуациям. В том числе и к той, когда старт, запланированный на 21 марта, был отменен автоматикой буквально за несколько секунд до пуска ракеты-носителя "Союз-2.1а".
В итоге запуск пилотируемого транспортного корабля "Союз МС-25" успешно состоялся в резервный день 23 марта, однако из-за этого путь до Международной космической станции растянулся на двое суток: баллистические условия больше не позволяли провести стыковку по запланированной изначально сверхкороткой двухвитковой схеме, которая занимает 3,5 часа. Пришлось воспользоваться традиционной двухсуточной схемой полета. Как утверждают специалисты, традиционный путь к МКС хоть и долог, но надежен: на каждом этапе можно произвести корректировки, если что-то пойдет не так. Однако для космонавтов это было достаточно тяжелое испытание: корабли "Союз" при всех их достоинствах имеют один существенный недостаток - они тесные: на каждого из трех членов экипажа с учетом бытового отсека приходится всего по 1,2 кубометра свободного пространства. Вдобавок корабль все время вращается, постоянно проверяя на прочность вестибулярный аппарат космонавтов.
Как готовились к посадке
К счастью, дальнейшее 12-дневное пребывание Марины Василевской на МКС и возвращение экипажа на Землю обошлось без сюрпризов. Подготовку к посадке начали практически сразу же после прибытия на станцию. Это было связано в том числе и с тем, что возвращаться экипажу предстояло на корабле "Союз МС-24", который был запущен к МКС еще в сентябре 2023 года. Поэтому нужно было перенести с одного корабля на другой индивидуальные ложементы космонавтов, их скафандры, провести профилактику механизмов герметизации крышек люков, подзарядить от солнечных батарей необходимые приборы, перенести возвращаемое оборудование, включая образцы, полученные в результате проведенных экспериментов на орбите. К тому же изменился и состав экипажа: с Мариной Василевской и Олегом Новицким вместо американки Трейси Дайсон на Землю возвращалась ее соотечественница Лорел О'Хара, находившаяся на МКС в длительной экспедиции.
Задолго до посадки начали готовиться к ней и на Земле: еще за 10 суток были уточнены предварительные расчеты по траекториям спуска с учетом последних данных о текущей орбите МКС и характеристик пристыкованного корабля. Это обусловлено тем, что массо-центровочные характеристики аппарата меняются, так как вместе с космонавтами на Землю возвращаются полезные грузы со станции.
За несколько дней к основному и запасному местам посадки выдвинулись поисково-спасательные группы, в состав которых вошли медики и около 200 российских военнослужащих, а также вертолеты Ми-8, самолеты Ан-12 и Ан-26, наземная техника, в том числе поисково-эвакуационные машины ПЭМ-1 и ПЭМ-2 "Синяя птица". Они заступили на воздушное и наземное дежурство вблизи населенных пунктов Жезказган и Аркалык в Казахстане для своевременного обнаружения спускаемого аппарата и обеспечения безопасности экипажа корабля "Союз МС-24".
Условно мягкое приземление
Возвращение на Землю космонавтов проходит в несколько этапов. После того как экипаж перешел с МКС на "Союз МС-24", начался процесс закрытия люков, и около 7 утра 6 апреля корабль отчалил от станции.
Примерно через 2,5 часа после расстыковки "Союз МС-24" включил двигатели для начала планового сведения с орбиты Земли. Двигатели ожили всего на 4,5 минуты: продолжительность их работы рассчитывается с очень высокой точность. Как говорят специалисты, промах включения двигателя корабля на торможение даже на одну секунду меняет точку посадки на 8 км.
Приблизительно через полчаса движения корабля в сторону Земли произошло разделение "Союза МС-24": спускаемый аппарат отделился от бытового и приборно-агрегатного отсеков. И практически сразу же он оказался в плотных слоях атмосферы.
Войдя в атмосферу на высоте 100 км, спускаемый аппарат проходит через самый сложный и нередко коварный этап: вокруг него возникает плазменный шар с температурой в несколько тысяч градусов. Из-за этого на несколько минут полностью теряется связь с экипажем, который испытывает колоссальные перегрузки до 4G. И именно в это время автоматика, управляющая спуском, решает, может ли она обеспечить приземление спускаемого аппарата в точке с заданными координатами. Если автоматика отключается, то спускаемый аппарат срывается в так называемый неуправляемый баллистический спуск. Установить же, по какой траектории движется аппарат, можно только после возобновления радиосвязи. В случае баллистического спуска посадка происходит в запасном районе, площадь которого значительно больше основного района приземления, а значит, требуется и больше времени для обнаружения экипажа.
К счастью, в отличие от старта, на посадке автоматика не подвела: приземление спускаемого аппарата произошло штатно 6 апреля в 10.17 по минскому времени приблизительно в 150 км юго-восточнее города Жезказган. Мягкую посадку обеспечили основной парашют площадью в 1 тыс. кв.м, раскрывшийся на высоте нескольких километров и значительно снизивший скорость спуска, а также специальные двигатели, которые включаются за несколько метров до приземления. Впрочем, посадку можно называть мягкой лишь условно. В этот момент космонавты никогда не разговаривают, так как от удара о Землю, который по силе сравним со столкновением легкового автомобиля с грузовиком, есть большая вероятность прикусить себе язык или даже вывихнуть челюсть.
Космонавтов перенесли и усадили на кресла, экипаж начали осматривать врачи, измерять пульс и давление. Тут же у Марины Василевской в руках оказался флаг Беларуси. Примечательно, что Олег Новицкий был с белорусским флагом: его изображение красовалось на кепке космонавта, тогда как на рукаве скафандра была нашивка с флагом России.
Одними из первых, кто помимо врачей и спасателей оказался рядом с космонавтами, были белорусские журналисты. Некоторые из них даже оказывали экипажу посильную помощь. Естественно, представители СМИ стали первыми, кто пообщался с Мариной Василевской на Земле.
Следует добавить, что и для белорусских СМИ полет первого космонавта Беларуси стал сложнейшей миссией. Освещая столь важное для независимого государства событие, команда репортеров из основах масс-медиа была на самых важнейших точках: в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке, ЦУПе, на Байконуре и даже в степи Казахстана при посадке, куда они добрались, даже несмотря на рекордный паводок, которого, по утверждению казахстанского лидера Касыма-Жомарта Токаева, не было в этих местах более 80 лет.
Корреспонденты БЕЛТА также находились в эпицентре всех событий, подробно рассказывали и показывали происходящее. Благодаря слаженной работе команды БЕЛТА на сайте, в телеграм-канале и соцсетях агентства можно было в режиме реального времени наблюдать подготовку космонавтов, старт космического корабля, его стыковку с МКС и возвращение экипажа на Землю. При этом журналисты так же, как и вся страна, переживали и радовались за космонавтов.
БЕЛТА.
Отправить комментарий