В разгар уборочной кампании корреспондент «ДНП» сел в кабину комбайна, чтобы прочувствовать атмосферу жатвы.
До сих пор представлялась жатва романтической картиной: солнечное поле, шум мотора, свежий воздух, а вокруг только море из колосьев. Но, как говорится, теория и практика – две большие разницы. Вновь убедился в этом, проведя день в роли помощника комбайнера ОАО «Кухчицы».
Мой наставник – Павел Шутило, комбайнер-двухтысячник с десятилетним стажем. Вот уже который сезон он с любовью несет свою «хлебную службу».
Ранним утром Павел Михайлович встречает меня на поле около деревни Гусаки Клецкого района. Здороваемся, и через несколько минут я уже в кабине «Полесья».
–Не переживай, тут чисто, не вымажешься, – говорит П.Шутило, – всегда перед началом и после завершения работы делаю уборку техники, вон у меня даже веник имеется. И правда, кабина, как и сам комбайн, поблескивали на солнце. Сразу можно понять, что машина для моего наставника не просто вспомогательный механизм, а друг и надежный напарник.
Мотор подал свой голос, и комбайн мягко тронулся по полю. Скорость маленькая, всего 4 километра в час, но от такой махины большего и не ожидаешь. Во время движения можно заметить, как покорно склоняются стебли с зерном под жаткой. Внутри кабины комфортные условия: когда за бортом столбик термометра удивляет своей плюсовой температурой, здесь прохладно. Кондиционер справляется со своей задачей отлично, а перед глазами в это время раскидывается сельский пейзаж, который явно не оставил бы равнодушным любого художника.
Управление комбайном отличается от легковушки, но основа основ – это руль. Иногда Павел Михайлович пользуется специальным джойстиком, усыпанным кнопками. Это нужно для регулирования жатки – на неровностях поля ее необходимо поднять или опустить. Выше джойстика – бортовой компьютер, который информирует водителя о заполняемости бункера, уровне топлива, температуре двигателя и считает пройденный путь. На первый взгляд все кажется понятным и простым.
– Обустроено все по последнему слову техники, – говорит хлебороб, – но в каждом деле нужна сноровка. – Особо на бортовой компьютер я не полагаюсь, за столько сезонов появился свой встроенный. Теперь по звуку машины понимаю, что да как.
Пока комбайн спокойно бороздил просторы поля, Павел Михайлович поделился своей историей:
– Родился в агрогородке Кухчицы. Здесь сейчас работаю. С самого детства ценил и уважал сельский труд. После школы окончил Клецкий СПЛ, пошел в армию. После захотелось городской жизни и уехал в столицу работать на завод МАЗ. Но не мое это – понял, что не люблю города с их суетой и вечным шумом. Совсем другое дело сейчас: спокойно в широком поле, красивый вид. Едешь себе, где о семье думаешь, так и стимул самый главный вспоминаешь, ради кого тут работаешь.
Разговор прерывает повторяющийся звук, схожий с кукушкой из старинных часов.
– Это означает, что бункер заполнен на семьдесят процентов, – поясняет собеседник. – Выходит, еще успеем убрать полосу до конца поля.
Спустя несколько минут на горизонте появился МАЗ, который на всех порах мчался, оставляя после себя тучи пыли. Остановившись по левую сторону комбайна, в кузов грузовика хлынул бронзовый поток. «Заправившись» будущим хлебом, автомобиль направился к следующему экипажу, который ждал свою очередь неподалеку. По перевозке тоже есть свое соревнование, водитель-тысячник может быть не только за рулем комбайна.
– Личный рекорд за день – 240 тонн, а за сезон – 3000, – делится комбайнер, – каждый год стремлюсь увеличить эти цифры. Посмотрим, что будет на этот раз. Самое главное в нашем деле – желание трудиться. Если его нет, то рассчитывать на хороший результат попросту нельзя.
Если прислушаться к рассудительной речи Павла Михайловича, невольно начинаешь проникаться уважением к этому мудрому комбайнеру. Действительно, будешь упорно трудиться – будет хлеб в закромах водиться. Наверное, благодаря этой простой истине имя и фамилия моего собеседника уже который год звучит на районных «Дожинках».
– Обычно рабочий день начинается в семь утра, и если все хорошо, то в девять вечера заканчиваем, – продолжает П. Шутило. – Но в таком деле особо не распланируешь: то дождь, то поломка. Мое «Полесье» меня не подводит, хорошая техника. Единственный раз недавно вышел из строя кондиционер. Вот тогда пришлось попотеть и в прямом, и в переносном смысле.
Нам повезло, что участок, на котором работаем, расположен вдалеке от дороги. Опытные комбайнеры знают, что придорожную полосу всегда труднее жать. Частенько из мимо проезжающих машин прилетает выброшенный через окно мусор. Такой сюрприз при попадании в жатку стопорит всю работу.
К полудню у хлеборобов заслуженный перерыв на обед. Кормят и сытно, и вкусно. Меню составлено так, чтобы каждый день на обед и ужин работники в поле получали новые блюда. А приятным дополнением в знойную жару является газированная вода, которую можно взять с собой в кабину с запасом.
Благодарю Павла Михайловича за захватывающее перевоплощение в комбайнера, но каждый должен работать на своем поле – я возвращаюсь в свою редакцию для написания этого материала.
Алексей КУЛЕШ, студент факультета журналистики БГУ.
Фото Полины ДЕГТЯРЕВОЙ.
Отправить комментарий