День учителя – прекрасный и красивый осенний праздник педагогов. Но, несмотря на то, что в школе учились все, многие не знают, как же реально проходит один день из жизни школьного коллектива.
Ведь когда ты по ту сторону парты, то видно лишь учителя, который проводит твой урок, а чем он занят еще? Как складывается эта огромная школьная система и из чего она состоит?
Представьте себе огромный муравейник, в котором каждый муравей делает свое дело, чтобы в результате получился один огромный результат. Так вот, школа – это такой же муравейник. А результат работы каждого муравья – наши дети, их воспитание и их будущее.
В этой статье хочется рассказать о том, что собой представляет один школьный день от лица: директора, завуча и учителя.
Здесь вы увидите школу изнутри. Поймете, сколько усилий прикладывается каждый день, чтобы ваш ребенок вырос достойным членом общества. А покажем мы все это на примере одной небольшой поселковой школы, которая находится в поселке Рассвет.
Начнем с главы нашего коллектива. Он, как и глава муравейника, самым первым начинает работу и самым последним заканчивает ее. Директор школы сегодня – это не просто человек, который раздает указания, это многопрофильный менеджер!
Школа открывает свои двери учащимся в 8 утра, а директор здесь уже в 7:20. Ведь перед тем, как нога первого ученика ступит на школьный порог нужно сделать столько всего! С первого шага на школьную территорию начинается его работа. Нужно осмотреть школьный участок, яблоневый сад, огороды, теплицы, клумбы, каждое дерево, кустик и даже трава на газоне должна быть проверена, ведь нужно обозначить фронт работ на день для школьных рабочих.
Далее, осмотр школьных помещений. Проверка учебных классов, кабинетов, школьных коридоров на чистоту, порядок и готовность к работе. Ну что ж, первый, самый спокойный и тихий, час работы прошел. А дальше?
Дальше приезжает школьный автобус. И вот тут-то все и начинается! Осмотреть каждого ученика:
- Школьная форма;
- Опрятный внешний вид;
- Запасная обувь;
- Готовность к урокам;
- Настроение на учебный день.
И так, у школьного порога директор осматривает каждого. Казалось бы, ну и что, школа-то не большая. А попробуйте вы утром присмотреться к 100 прохожим и понять, что с ними не так. То-то же!
Ну а дальше, после планерки, объяснения задач на предстоящий день заместителям по учебной и воспитательной работе, завхозу и проверки столовой, под шум детских голосов, школьных звонков и постоянных телефонных звонков начинается рабочая круговерть. Уроки (да-да, у директоров они тоже есть), работа с документами, деловые встречи, общение с учащимися и их родителями, связь со спонсорами, составление бизнес-планов на предстоящие школьные обновления, решение текущих вопросов дня, отслеживание дисциплины.
Но, чуть ди не самым важным в работе руководителя, по словам директора Рассветовской средней школы Дубмана Сергея Леонидовича, является поддержание психологического настроения всего школьного коллектива. Ведь его главная задача, сделать так, чтобы каждый работник школы думал не о проблемах и заботах, а знал, что у него есть надежный тыл, за которым можно спокойно РАБОТАТЬ, качественно проводить уроки и учить, учить, учить.
Ну что ж! Указания раздали. А кто будет выполнять? За этим, в первую очередь, следит школьный заместитель директора по учебно-воспитательной работе. Правая рука, одна из самых главных трудяг муравейника, которая должна точечно направить и проконтролировать работу всех муравьёв. Знаете поговорку «муж голова, а жена шея»? Вот так и в школе. Директор голова, а завуч шея. Ведь именно она следит за всеми нюансами работы, составляет годовой школьный план и контролирует чтобы он ежедневно выполнялся. Это тот человек, который проводит в школе дни и ночи, все выходные, а иногда, и отпуск. Кто-то очень удачно сравнил работу завуча с работой диспетчера аэропорта. Действительно, как диспетчер аэропорта, дающий разрешение на взлет и посадку, руководит завуч учебным процессом, стараясь не допускать срыва ни одного урока.
Она помнит расписание каждого учителя и в любую минуту может сказать, какой учитель на каком уроке и в каком кабинете. Проверка журналов, учебных и календарно-тематических планов, планов работы с одаренными учащимися, паспортов кабинетов, протоколов родительских собраний, куча приказов и многое-многое другое. Вы, наверное, уже устали читать этот перечень, а завучу нужно это выполнять! Все на ее хрупких плечах. А вместе с тем, еще надо успевать качественно проводить уроки и готовиться к ним. Эх, нелегко руководить коллективом, правда?
Учителя…
Вот кто является главной рабочей силой школы, основными муравьями. Рабочий день учителя начинается в 7.45, пятнадцать минут на то, чтобы успеть подготовиться к нулевым урокам. Это классные часы, кружки, воспитательные мероприятия, занятия с высокомотивированными учащимися и теми, кому надо помочь подтянуть оценку. Потом 7 долгих и интересных уроков, в перерывах между которыми, учитель должен дежурить на коридоре, следить за дисциплиной, проверять обстановку в учебных классах. А если ты еще и классный руководитель, то здесь у вас нет и минуты свободного времени!
А после того, как уроки закончились, он бежит домой готовиться к завтрашнему дню. Иногда приходится задержаться на родительское собрание или поехать посетить семьи, проверить условия жизни каждого ребенка.
Ну а учитель сегодня, это тоже не просто педагог, ведь кроме уроков он должен заполнять огромное количество документации, участвовать в конкурсах, писать статьи и научные работы, проводить мероприятия, организовывать праздники, вести школьные социальные сети. Тут вам и секретарь, и танцор, и певец, и креативный менеджер, и SMMщик, и фотограф, и ведущий, и журналист, и социальный работник – все в одном флаконе!
Да, в нашем мире не бывает легких работ, и работа учителя не исключение.
Но кроме учителя в школе трудится еще очень-очень много муравьев. Социальный педагог, педагог-психолог, педагог-организатор, заместитель директора по воспитательной работе, школьный библиотекарь, секретарь, работники столовой, водитель автобуса, рабочие, завхоз – это все те люди, которые трудятся в школьном коллективе. Чтобы описать каждого муравья понадобиться еще не одна статья. Без каждого из них не была бы возможна полнота образовательной системы. Поэтому, говоря про День учителя, хочется отметить роль каждой детали этого огромного механизма, который, в конце концов, составляет образовательную систему Республики Беларусь.
А заканчивается школьный день, как и начался, с тишины школьных коридоров. Дети уехали, учителя ушли. Директор, делает финальный осмотр школьных кабинетов, потом школьной территории и идет домой.
Но даже там учитель остается учителем. Дома начинается подготовка к следующему рабочему дню. Написание поурочных планов, подготовка наглядного и раздаточного материала, заполнение тех документов, которые не успел заполнить в рабочее время. И так каждый день. Школьный круговорот вертится, каждый трудяга-муравей выполняет свои обязанности. И все это для нас, наших детей, здорово общества. Будущего…
Вероника БАБИЧ.
Фото автора.
Отправить комментарий