Сейчас загружается

“Поставщики тепла”. Как устроена городская котельная

Тепло в дома жителей Клецка в этом отопительном сезоне будут подавать шесть котельных ЖКХ.

Самая новая из них построена в 2023 году и находится по адресу Советская, 90. Три ее 45-метровые дымовые трубы хорошо просматриваются из всех мест того района, который обслуживает котельная. Это вся Советская, начиная от улицы Строителей.  

– Мы отапливаем жилфонд с населением примерно 4 тысячи людей, – сообщил начальник объекта Александр Василевич.

В десятке метров от современной котельной находится старая, которая 50 лет отслужила верой и правдой городу. 

Ее коллектив практически в полном составе перешел в новые стены, пройдя серьезную переподготовку.

У нас работают восемь операторов, один слесарь и одна лаборантка, - рассказывает Александр Григорьевич.

То, что котельная – режимный объект, чувствуется с порога. Посторонний внутрь не попадет. Входная дверь надежно заперта и нужно вызывать персонал звонком.   

Единственную женщину в коллективе очень ценят. Ей выделили персональную раздевалку с душевой кабиной и санузел. У мужчин общие удобства и место для переодевания.

Есть общая комната с микроволновой печью, холодильником и электрическим чайником, где персонала завтракает, обедает и ужинает.

На объекте круглосуточно находятся специалисты. Дежурят два оператора по 12 часов.

В административной части также находятся лаборантская, слесарная, помещение для дежурных и кабинет начальника.

Обстановка совсем не напоминает ту, которая представляется при упоминании котельной. Стены облицованы декоративной штукатуркой. В коридорах висят картины. И везде очень тепло, что неудивительно для объекта, который обогревает большой городской микрорайон. Для большего уюта не хватает только телевизора.                     

Отвлекаться на просмотр каналов нам строго запрещено, – говорят операторы. – Спать тоже нельзя. Да и зачем? График у нас удобный: отработал 12 часов и высыпайся следующие три дня.  

Задача дежурных – следить за бесперебойной работой котельной.

На службе у коммунальщиков большое количество датчиков, которые выводят всю информацию о состоянии оборудования на монитор компьютера. Все штатные параметры заданы в системе.  

Каждый час операторам необходимо записывать ряд показаний. Например, температуру воды и расход топлива.

На старой котельной для этого приходилось сидеть у котла с большим количеством монометров и термометров, – вспоминает Владимир Парафенюк, который с 1993 года трудится оператором.

Теперь визуальный контроль за работой оборудования объекта опытный специалист ведет, находясь у компьютера в тихом и теплом дежурном помещении. Но так не весь день.

Нужно обязательно спускаться в рабочую часть котельной, – поясняет В.Парафенюк. – Автоматика, конечно, все проверит, но есть ситуации, которая она не «увидит». К примеру, может начать просыпаться щепа с конвейера. Разные бывают моменты.

Но вообще, проектировщики современных котельных минимизировали человеческий фактор.

Абсолютно все процессы автоматизированы, – замечает начальник А.Василевич.    

Помещения персонала на первом этаже и саму котельную разделяет одна дверь. Производственные шумы из-за нее почти не проникают. Даже слышно, как негромко работает радио в лаборантской. В газовой части установлены сетевые насосы, которые являются одним из основных узлов. Еще есть два газовых котла. Они находятся в выключенном состоянии. 

Их мы пока не используем, так как наш объект работает на щепе, - поясняет собеседник. - Они – резервный источник тепла, «второе сердце», если сравнить их назначение с функцией одного из человеческих органов.   

При этом газовые котлы полностью протестированы и готовы к эксплуатации в случае, если возникнут серьезные проблемы с котлами, использующими твердое топливо. Именно последние считаются главным «сердцем».           

Коммунальщики начали подавать тепло в школы, детские сады и больницы с 3 октября, когда температура воздуха три дня не поднималась выше 10 градусов.    

К этому моменту специалисты ЖКХ готовили с лета. Накануне отопительного сезона были разобраны и смазаны рабочие узлы, очищены от нагара и накипи котлы.       

Наш объект введен в строй в прошлом году, но любое оборудование, даже новое, требует технического обслуживания, – комментирует Александр Василевич.

В твердотопливной части, самой большой по площади, смонтированы три котла. Пока нет сильных морозов, включен только один из них.  

Внутри работающего котла от горящей щепы температура поднимается до 800 градусов.

Туда древесное топливо подается автоматически. За то, чтобы бункер вовремя наполнялся, отвечает отдельный лазерный датчик. Если он опустел, запускается система топливоподачи.

Один котел расходует 7-8 метров кубических щепы, зимой – до 10.

Основная часть измельченного дерева хранится на большом складе, площадью 800 м³, расположенном в отдельном ангаре.

При этом нормативное количество щепы всегда находится непосредственно возле главного механизма подачи топлива. Его называют «зубами» котельной. Через систему подвижных полов щепа попадает на конвейер.     

Александр Василевич уверяет, что невозможно себе представить, что из-за поломки объект полностью встанет:

Российские разработчики проекта предусмотрели тройной запас сменного оборудования – три котла, три сетевых насоса. Если что-то из этого сломается, мы оперативно переходим на другие и спокойно занимаемся ремонтом. Не стоит забывать и о резервных газовых котлах.

Все продумано настолько разумно, что операторам даже не приходится контролировать нормативную температуру воды, которая подается в батареи клетчан. Вся нужная информация «зашита» в программное обеспечение и котельная автоматически регулирует нагрев, основываясь на показаниях термометров, установленных на улице.  

Именно такое умное оборудование, обслуживаемое грамотным персоналом, будет этой зимой отвечать за тепло в домах части клетчан.

Их коллеги из других котельных тоже хорошо подготовились к сезону.    

Юрий МЫСЛИЦКИЙ.

Фото Полины ДЕГТЯРЕВОЙ.

Отправить комментарий