В Клецком районе 10 несовершеннолетних, которые не достигли возраста привлечения к уголовной ответственности, совершили 6 деяний, содержащих признаки преступления. Что стало причинами этой удручающей статистики? Кто не доработал с детьми? Что их подвигло на такие поступки? Куда надо направить крен профилактической работы?
Ответы на эти вопросы с детальным разбором, анализом и обсуждением каждой ситуации искали специалисты заинтересованных структур на ноябрьском координационном совещании по борьбе с преступностью и коррупцией в Клецком районе.
Анализируя совершенные злодеяния, специалисты констатируют факт значительного омоложения потенциального малолетнего правонарушителя.
Всю свою работу с подростками субъекты профилактики по традиции направляют на ребят так называемого трудного возраста – 14-16 лет. Но нынешний портрет правонарушителя – 10-12-летний мальчишка. Как правило – из сельской местности.
Один из нежилого дома в Руде похитил какое-то имущество, и не факт, что нужное ему. Второй поджег заброшенный дом. Еще двое – бросали камни в окна строения, находящееся продолжительное время без хозяина.
Зафиксированы два факта парами мальчишек повреждений брошенных автомобилей, которые годами стояли без движения и никому не нужные. Тем не менее, все эти случаи вредительства влекут за собой серьезные последствия. Родители привлекаются к ответственности, несут к тому же материальный ущерб. Теперь все эти ребята признаны находящимися в социальноопасном положении.
С ними ведется активная целенаправленная индивидуальная профилактическая работа. Каждый из этих ребят, а также дети из СОП по максимуму привлекаются к досуговой занятости. Педагоги и работники культуры предлагают им кружки, дополнительные занятия. В городе есть возможность быть задействованными в спортивном плане. Летом эту категорию ребят в первую очередь привлекают к трудовой деятельности посредством студотрядов и трудлагерей.
Отрадно, что большинство из них охотно откликаются на эти предложения. Но есть и категория неподъемных и безынтересных. И пассивность эта со временем проявляется в дальнейшем противоправном поведении. Примеры тому – контингент, который рассматривается на комиссиях по делам несовершеннолетних. Есть среди них те, кто оступился, возможно попал в неприятность каким-то случайным образом.
Понес наказание, и через полгода исключается из СОП. Но есть и завсегдатаи КДН. Семьи признают находящимися в социальноопасном положении. Полгода они находятся под усиленным патронатом, выполняют все пункты плана ИПР, возвращаются к нормальной жизни. А как только чувствуется послабление за ними контроля, бумеранг – возвращается. И снова СОП, в ряде случаев – признание детей нуждающимися в государственной защите.
Каждый выявленный случай семейного неблагополучия держится не просто на контроле. Можно сказать, что субъекты профилактики в некоторой степени становятся чуть ли не «членами» этих семей. Что дети поели, во что одеты, пришли ли вовремя в школу, сад, чем заняты в свободное время.
Спроси у представителей учреждения образования о СОПовской семье, они среди ночи выдадут полную их характеристику. Во всем этом удручает тот факт, что чужие люди – работники СПЦ, здравоохранения, образования и т.д. заботятся о ребятах из неблагополучных семей больше, чем некоторые родители.
Как правило, увлеченные алкоголем, взрослые не контролируют время и место нахождения своих чад. А те, чувствуя первый вкус свободы, иногда и не осознавая всю тяжесть последствия своих поступков, хулиганят.
Получается, что более активно работать субъектам профилактики необходимо с горе-родителями. И привлекать сюда нужно трудовые коллективы, руководство организаций, где трудятся (трудятся ли?!) такие мамы и папы.
Отчет на координационном совещании держали сотрудники РОВД, учреждений образования, представитель КДН. Складывалось впечатление, что больше, чем предпринимаемые меры по работе с неблагополучными семьями, и придумать нельзя. Но время диктует свои условия, и крен профилактической работы решено смещать.
Выработаны задачи начинать ее с учениками начальной школы. Это связано с тем, что именно в таком возрасте закладываются основы поведения и социальных навыков. Под пристальный контроль необходимо взять мальчишек из сельской местности: не столько агрогородков, сколько мелких деревень. Да, ребят там не много, но и те в силу их неограниченной свободы умудряются натворить дел.
Участники совещания пришли к выводу, что необходимо разработать комплекс мероприятий, направленных на вовлечение детей и их семей в различные формы досуга, а также на повышение уровня ответственности родителей за воспитание и развитие своих детей. Важно наладить взаимодействие между образовательными учреждениями и органами местного самоуправления для создания безопасной и поддерживающей среды для детей.
Ирина ШАГ.
ИЗ ПЕРВЫХ УСТ:
Вадим Жуковский, прокурор Клецкого района:
- Основными причинами семейного неблагополучия являются злоупотребление алкоголем родителями, ведение ими аморального, противоправного образа жизни. Вместе с тем, как показали прокурорские проверки, ответственными органами, участвующими в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних допускаются нарушения требований законодательства, что свидетельствует о необходимости повышения качества профилактической работы по вопросам подростковой преступности.
Имеют место факты непринятия надлежащих мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетних при наличии явных признаков семейного неблагополучия.
До настоящего времени актуальной остается проблема информирования заинтересованных государственных органов о выявленных фактах семейного неблагополучия.
При этом, помимо привлечения к административной ответственности, показателем социально опасного положения, являются также факты употребления родителями алкогольных напитков, по результатам чего к ним применялись меры профилактического воздействия.
Как установлено в ходе проведенных проверок, информация о появлении лиц, имеющих на иждивении несовершеннолетних детей, в состоянии алкогольного опьянения в общественных местах, не является предметом информирования о возможном семейном неблагополучии.
Имеют место факты, когда учреждениями образования по результатам проведения социальных расследований необоснованно принимаются решения об отсутствии в семье показателей социально опасного положения.
Отправить комментарий