Гараж пенсионера Николая Семененко заинтересует и коллекционеров старинных машин и любителей авиации. А точнее, всех этих людей привлечет техника, которая там хранится.
Вот уже много лет житель поселка Рассвет приходит в свою мастерскую, чтобы покопаться под капотом трофейного «Опеля Олимпия» 1937 года выпуска, или чтобы усовершенствовать конструкцию легкомоторного Як-12, который он сделал своими руками.
Но семиметровому транспортному самолету, скромно стоящему у кирпичной гаражной стены, кажется, удивляются только приезжие.
Местные давно в курсе оригинальных увлечений земляка и лишний раз не любопытствуют, чтобы не мешать мастеру воплощать технические задумки.
Мечта летать преследовала уроженца Донбасса с детства.
– С такими мыслями мне было не миновать кружка по авиамоделированию, – рассказывает Николай Григорьевич. – Позже, во время учебы в техникуме я учился делать планер. Все этапы процесса по созданию крылатых машин меня сильно захватывали.
Но только с выходом на пенсию у мужчины появилось достаточно времени, чтобы взяться за действительно масштабную работу.
– Задумывая свой будущий самолет, я взял за основу проект советского транспортного легкомоторника Як-12, – продолжает авиатор-самоучка. – Предварительно нашел материалы с техническими характеристиками этого аппарата.
После этого Николай Григорьевич, вместо того, чтобы по-пенсионерски сидеть на лавочке, стал потихоньку, в свое удовольствие, «клепать» в гараже фюзеляж.
– Як-12 считался скромным тружеником советского неба, – говорит собеседник. – Конструктор Яковлев придумал его для быстрой доставки почты. Потом этот легкомоторник стал многоцелевым. Он пригодился медикам и народному хозяйству. Очень хорошая и простая машина.
Именно поэтому Николай Григорьевич обратил на нее свое внимание.
Н.Семененко признается:
– Конечно, когда я брался за создание своего варианта самолета Як-12, то рассчитывал, что когда-нибудь смогу на нем полетать, вспомнив навыки, полученные в ДОСААФ. Но, наверное, из-за возраста уже не получится. Мне исполнилось 77 лет.
Однако наш земляк не считает это поводом, чтобы бросать дело незавершенным.
– Не ставил себе конкретных сроков, что вот именно к этому году мой Як-12 сможет подняться в небо, – поясняет пенсионер. – Все работы выполнял в одиночку, поэтому они растянулись на 15 лет. Был период, что годами не брался за инструменты.
Но к своему проекту житель поселка Рассвет неизменно возвращался.
Снова и снова мужчина приходил в гараж, где дожидался своего часа полусобранный Як-12.
– Для фюзеляжа я использовал листы дюралюминия толщиной 0,3-0,4 миллиметра, – вспоминает Н.Семененко. – Нервюры сделал из дерева. Самолет снабдил двигателем от советского мотоцикла «Днепр».
Мужчина уверен, что аппарат, который он сделал, способен летать. Когда-то даже тестировал его на земле, проверяя маневренность.
– По расчетам, моему трехсоткилограммовому варианту Як-12, чтобы подняться в небо, потребуется «пробежать» 60-70 метров, – говорит Николай Григорьевич.
Первое время сельчане не знали, что мастерит их земляк. А когда рассмотрели в конструкции будущий самолет, долго не удивлялись.
К Як-12 с десятиметровым размахом крыльев, который уже три недели стоит чуть в стороне от центральной улицы поселка, местные относятся, как к чему-то обыденному.
Пенсионер пока не знает, как распорядится своим «детищем». Подумывает отдать его в качестве экспоната в школу.
Затем мужчина планирует заняться ремонтом старинного «Опеля Олимпия», который принадлежал когда-то командиру воинской части, ветерану Великой Отечественной.
– Я его купил в полуразобранном состояние, – сообщил Н.Семененко. – Собирал, считай, по деталям. Автомобилю пришлось делать новые крылья, выравнивать помятый кузов. Потребовал замены заводской двигатель.
Сейчас на немецкой ретро-легковушке установлен мотор от советского «Москвича». По словам Николая Григорьевича, раритетный «Опель Олимпий» уже давно не выезжал из гаража, но находится на ходу и способен развивать скорость до 80 километров в час.
Водительское и пассажирские кресла тоже были изготовлены на Московском автомобильном заводе. Зато хорошо сохранились и до сих пор функционируют все датчики на приборной панели.
– Несколько раз приезжали коллекционеры, но я их разочаровал, не стал продавать авто, в которое вложил столько своего труда, – объясняет свое решение сельчанин. – Пусть останется внукам и правнукам. А пока по мере сил буду поддерживать свой старенький «Опель» в рабочем состоянии. Например, нужно отремонтировать сцепление.
Николай Григорьевич никогда не вел финансовой отчетности, сколько денег потратил на два своих технических проекта.
– Даже если попытаться подсчитать хотя бы примерную сумму, не получится, – уверен Н.Семененко. – Да и не хочу этого делать. Средства ведь ушли на то, что мне действительно интересно. Родные поддерживают все мои начинания. Никто никогда не сказал, что я занимаюсь чем-то не тем. Привозят по первой моей просьбе необходимые мне детали.
Справка «ДНП»
Николай Семененко всю свою профессиональную жизнь посвятил строительной сфере. В Клецкий район уроженец Луганской области приехал в 1976 году. Тринадцать лет возглавлял коллектив ПМК-191. Под его руководством строилась городская автостанция, здания суда и прокуратуры, гостиницы, реконструировалась Клецкая детская школа искусств.
Юрий МЫСЛИЦКИЙ.
Фото Полина ДЕГТЯРЕВОЙ.
Отправить комментарий