Сейчас загружается

Духовность: у белорусов – Дзяды

Сегодня Димитриевская родительская суббота, и мы вспоминаем почивших предков наших и «всех от века представлявших христиан». День этот у белорусов называют еще «Дзядамі». Издревле благочестивый наш народ с благоговением относится к памяти своих родителей, дедов и прадедов. Потому выделял он в годичном круге праздников те дни, которые посвящал памяти предков.
В этот день русская армия чтит память всех воинов православных, за Веру, Царя и Отечество на поле брани убиенных. Установление этого поминания принадлежит святому князю Димитрию Донскому, который, совершив после Куликовской битвы (8 сентября 1380 года) поминовение павших воинов, установил совершать их память ежегодно перед 8 ноября – днем памяти своего святого – Димитрия Солунского. Позже вместе с воинами стали поминать и всех православных христиан в вере и надежде жизни вечной скончавшихся.
Сегодняшний день удивительно располагает к беседе о почивших наших сродниках, о погребении, о заупокойных молитвах, о кладбищах. К священнику после погребения часто обращаются с вопросом, почему для души умершего важны 3, 9, 40 дни после смерти? Как их отмечать?
В Апостольских постановлениях сказано, что христиане должны чтить память почившего в третий день – в знак воскресшего в 3-й день Господа Христа, в 9-й день – в память всех почивших, и в 40-й – ибо в течение 40 дней народ израильский оплакивал кончину Моисея.
В древности многие святые отцы также интересовались, что происходит с душой новопреставленного в течение этих сорока дней. Святому Макарию Александрийскому ангел объяснял, что делает душа в этот период после смерти: «До третьего дня душа человека, который любил свое тело, не утруждал его молитвой, поклонами, постом и другими добродетелями, скитается возле дома, где лежит тело, и таким образом проводит эти дни, как птица, ищущая гнездо. Душа человека добродетельного посещает те места, где обыкновенно творила добро. В третий же день, Господь Иисус Христос повелевает, в подражание Его тридневному воскресению, вознестись христианской душе на небеса для поклонения Богу».
С третьего по девятый день душа в сопровождении своего ангела осматривает рай, где души праведных, видя райские блаженные селения, наслаждаются и забывают скорбь земной жизни, болезни и смерти. Если же душа виновата в каком-либо грехе, то она, обозревая райские красоты, начинает скорбеть и укорять себя, что, будучи в теле, не стремилась жить с Богом и теперь не наследует этой блаженной красоты. В 9-й день по кончине душа вновь возносится ангелами для поклонения Богу и после этого отправляется до сорокового дня осматривать ад. Там ей показывают непрестанно рыдающие и скрежещущие зубами души грешников. По различным местам мук душа носится в течение 30 дней и в 40-й день по смерти опять возносится для поклонения Богу.
«В этот день, – говорил авва Макарий, – Божественный Судия окончательно определяет приличное ей (душе) по делам место. Велик тот день сороковой для почившего, ибо решает участь его до Страшного Суда, а посему, справедливо заповедует Святая Церковь прилежную молитву в сей день об усопшем».
Потому и обязательна Панихида по усопшим в 40-й день. Верующие, воцерковленные люди знают, что для души новопреставленного важны не литры выпитой водки, не шикарные погребальные застолья, не роскошные памятники и не куча искусственных венков, а важна молитва. Поэтому в первый же день, день смерти их сродника, договорившись со священником о времени отпевания, они также подают в ближайшем храме сорокоуст о почившем, записку об упокоении, которая поминается в течении 40 дней. Если есть возможность, то лучше подать сорокоуст в нескольких церквях, монастырях.
Обязательна для тех, кто любит своих умерших родственников, молитва домашняя. Не только в период сороковин, но всю жизнь не составит особого труда, если они каждый день, утром или вечером, произнесут краткую молитву об усопших. Она свидетельствует о любви сродников к умершим, о молитвенной их памяти. Но несравненно выше поминовение почивших на Божественной Литургии, когда священник на Проскомидии, вынимает частицу из святой просфоры за наших почивших близких, а затем, в конце Литургии, опускает их в чашу со Святой Кровью Христовой со словами: «отмой, Господи, грехи всех поминавшихся здесь Честною Твоей Кровью…». В день 9-й, 40-й, в годовщины после смерти и в дни рождений почивших важно быть в храме, заказать поминовение на Литургии и Панихиде. В дни всеобщего поминовения усопших, такие как Димитриевская, Мясопустная, Троицкая родительские субботы, родительские субботы Великого поста и Радоница, каждый православный обязан быть в храме на Литургии и помянуть своих почивших сродников и друзей.
Одному старцу было такое видение. Когда в один из поминальных дней началась служба, храм вместе с молящимися стал наполняться душами усопших. Как только во время поминовения произносилось имя кого-то из почивших, его душа тут же с радостью возносилась из храма в небо. Так многие души, услышав свое имя и видя, что их помнят, с радостью возвращались на небеса. Но вот закончилась Панихида, ушли молящиеся, а в храме старец все еще видел немногие души почивших, это были души тех людей, родные которых забыли о поминальном дне. Эти души со скорбью стояли и молились о своих живущих сродниках, которые по лености не пришли в храм для молитвы.
В завершении хочется привести слова нашего современного старца схиархимандрита Митрофана из Жировичского монастыря, который всегда говорил нам, молодым семинаристам: «Молитесь за умерших, поминайте умерших, почитайте память умерших, творите милостыню за умерших и сами увидите, как все в вашей жизни станет лучше».
Будем же помнить, дорогие друзья, в день особого поминовения усопших, что самое главное проявление нашей любви к почившим сродникам и предкам – это молитвенная о них память!

Священник Андрей Парфенчик,
настоятель Покровского храма г.Клецка.

Отправить комментарий

Возможно, пропустили