Рубрику ведет иерей Геннадий Белоус, клирик храма Воскресения Господня г.Клецка, бакалавр богословия
Сегодня хотелось бы затронуть тему, которая на первый взгляд кажется отвлеченной, не имеющей отношения к духовной жизни. Мне видится необходимым поговорить о знании православных догматов – основ знания православия. На самом деле это очень важная сторона так называемого «умного делания» в частности и молитвы вообще. Если мы будем неправильно мыслить, сознательно или бессознательно погрешим в понимании догматов или же, теоретически рассуждая правильно, пренебрежем своими знаниями и теми сведениями, которые присутствуют в нашем уме, и никак не свяжем их с нашей жизнью, то в молитве мы можем допустить грубые ошибки, приводящие к серьезным последствиям. Из-за неопытности, поначалу, некоторым кажется, что догматы имеют лишь косвенное отношение к духовной жизни, будто это две независимые области. Однако это не так.
Наша духовная жизнь строится на правильном исповедании догматов, и от неверного их понимания, искажения рушится все здание духовной жизни. Мы можем это видеть не только на примере иноверцев, имеющих другое, отличающееся представление о Боге, образе бытия Божия, мироздании и прочем, но и на примере тех, кто считает себя христианином. Сейчас распространено мнение, будто духовная жизнь – это нечто туманное, аморфное, не имеющее конкретного описания, и поэтому любой человек, даже «стихийно» верующий или принадлежащий к какой угодно религии, допустим, индуист или магометанин, может преуспевать в духовной жизни (выражаясь иронически, «лишь бы человек был хороший»). В ответ на такое мнение нужно сказать: аскетическая, духовная жизнь строится в зависимости от тех или иных догматов, то есть положений религии, а буддисты, православные христиане, мусульмане и представители других религий имеют различные представления о Боге, не говоря уже о менее важных аспектах вероучения.
Однако искажения внутренней жизни бывают и у нас, православных христиан, – от нашей неопытности, от того, что мы недооцениваем значение вероисповедных положений. Нам представляется, что поскольку мы не занимаемся богословием специально, профессионально, то нам вообще не нужно знание догматических истин, и мы должны только соблюдать нравственные нормы или в лучшем случае бороться со страстями. Именно по этой причине, когда в нашей внутренней, духовной жизни возникают какие-либо недоумения, мы, по невежеству, допускаем грубые ошибки и терпим вред.
В творениях преподобного Иоанна Кассиана Римлянина рассказывается о ереси антропоморфизма (представление Бога в образе человека), которая в его время распространилась среди египетских монахов, казалось бы, ревнителей благочестия, строгих подвижников, преуспевших настолько, что они и по сей день во всем православном мире считаются образцом духовного преуспеяния. Столь нелепое заблуждение в то время разделяли многие. Когда патриарх Феофил издал указ против этой ереси – пастырское послание ко всем монашествующим и членам Александрийской Церкви, то, по словам Иоанна Кассиана, лишь некоторые из монахов согласились с ним, а большинство сочло, что патриарх сам впал в ересь. Со временем все встало на свои места, но нежелание прислушаться к догматическому посланию архипастыря какое-то время все же было. Одного из монахов, высокопреуспевшего подвижника, едва удалось убедить в том, что Бог не может быть подобным человеку и что слова о том, что Бог создал человека по образу и по подобию Своему, нельзя понимать в обратном смысле: если человек создан по образу Божию, значит, и Бог имеет образ человека. Когда этот монах пришел в церковь и стал каяться в своем заблуждении, то внезапно из его уст вырвались следующие слова, исходившие из глубины души: «Вы отняли у меня моего Бога!». Он даже сказал, что не знает теперь, как и кому он будет молиться. Получается, что этот человек вообще не думал о догматах; конечно, он заботился о спасении своей души, но по своей простоте, по невежеству запутался и молился неправильно, представляя во время молитвы Бога как существо, имеющее некий вид.
И сейчас многие христиане по наивности полагают, что Бог имеет подобие некоего благообразного старца. Действительно, пророку Даниилу было откровение: он видел Бога в виде Ветхого днями, то есть старца, к которому шел Сын Человеческий. Однако это видение имеет определенное толкование, и нам не следует считать, что если в откровении было что-то показано, то это есть истинный облик Божий. Все видения, в которых Бог являлся пророкам, имеют назидательное значение. Они были необходимы для того, чтобы принести пользу тем или иным людям в определенных обстоятельствах. Эти символические видения нельзя считать равнозначными Первообразу и делать вывод о том, что Он имеет тот самый вид, в каком был показан пророкам. Так же как, например, слова «из уст Господа выходит меч обоюдоострый» (Откр. 1, 16) понимать буквально было бы нелепостью.
Наше воображение, как учат святые отцы, должно ограничиваться тем, что представлено церковным искусством: архитектурой, утварью, иконами, богослужебными текстами. За пределы этого никто из нас не имеет права простирать свой ум, потому что это может закончиться весьма и весьма печально, в особенности, когда речь идет о таком возвышеннейшем предмете, как абсолютная непостижимость, беспредельность, надмирность Божества. Поэтому в нашей жизни при изучении догматов Церкви мы и опираемся на опыт безусловных авторитетов Церкви, таких, как святитель Василий Великий, Иоанн Златоуст и многих других церковных учителей.
Исходя из опыта общения с современными людьми, в настоящее время с сожалением приходится говорить о практически всеобщей религиозной безграмотности. Для решения этого вопроса при храме Воскресения Христова г.Клецка будут открыты катехизаторские курсы для всех желающих узнать об основах своей веры.
1 комментарий