С развитием крупной промышленности и появлением в XIX веке первых железных дорог возникла острая необходимость в железнодорожниках, и во всем мире постепенно стали открываться учебные заведения данного профиля. В Беларуси есть не одно учебное заведение, занимающееся подготовкой специалистов для железнодорожного транспорта: Гомельский, Оршанский и Брестский государственные колледжи железнодорожного транспорта Белорусской железной дороги, Минский государственный профессионально-технический колледж железнодорожного транспорта имени Е.П.Юшкевича, Белорусский государственный университет транспорта. За многие годы деятельности этих учреждений образования их выпускники стали настоящими профессионалами, посвятившими свою жизнь железной дороге, многие – руководителями предприятий, учеными, министрами, военачальниками. (Железнодорожные специальности можно получить и в российских ВУЗах и ССУЗах).
Какие специальности предлагают данные учебные заведения, какова их специфика, об этом мы поинтересовались у начальника железнодорожной станции «Клецк» В.П.Климовича:
– Колледжи занимаются подготовкой по следующим профессиям: «Помощник машиниста тепловоза. Помощник машиниста электровоза», «Проводник пассажирского вагона. Кассир билетный», «Монтер пути», «Поездной электромеханик», «Электромонтер по обслуживанию и ремонту устройств сигнализации, централизации, блокировки» и др., в ВУЗе подготавливают инженеров путей, инженеров-механиков, специалистов по таможенному оформлению, логистов.
– Василий Петрович, вряд ли ребята, в семьях которых нет специалистов данного профиля, могут представить, чем занимаются представители перечисленных профессий. Расскажите хотя бы о некоторых из них.
– Помощник машиниста тепловоза и электровоза под руководством машиниста осуществляет управление движением и работой локомотива в пассажирских и грузовых поездах. Готовит локомотив к эксплуатации. Во время движения поезда контролирует работу силовой установки локомотива. В случае сбоя оперативно устраняет неисправность. Следит за подаваемыми сигналами, контролирует складывающуюся оперативную обстановку во время движения и принимает необходимые решения для обеспечения безопасности движения поезда.
Проводник пассажирского вагона осуществляет подготовку вагонов в рейс, обслуживание пассажиров, обеспечивает соблюдение температурного режима в вагоне, исправное функционирование систем освещения, поддержание санитарного состояния вагона, безопасность проезда пассажиров.
Монтер пути выполняет работы по текущему содержанию и ремонту железнодорожного пути, искусственных сооружений (мосты, путепроводы, насыпи и т.п.) в составе бригады.
Поездной электромеханик обеспечивает исправную работу, обслуживание и ремонт электрооборудования вагонов пассажирских поездов в пути следования, выполнение требований электробезопасности для пассажиров.
Электромонтер по обслуживанию устройств сигнализации, централизации, блокировки выполняет работы по ремонту и текущему содержанию светофоров, устройств централизации стрелочных переводов, устройств связи и автоматической блокировки.
Машинисты предстают перед нами в синих брюках и рубашке, с золотыми нашивками и погонами (так выглядят машинисты рядовых электричек и поездов) или в белой рубашке – кто трудится в экспрессах и фирменных поездах. Машинисту надо не только уметь управлять электричкой или поездом, но и знать технические характеристики, уметь устранить элементарные неполадки. Понятно, если поезд неисправен, то машинист не будет его чинить – этим займется ремонтная бригада в депо. Машинист должен знать технику безопасности и правила поведения в транспорте, не бояться пресекать случаи хулиганства в составе. А также верно вести себя в экстремальных ситуациях, потому что железная дорога – это место, где часто случаются аварии и чрезвычайные происшествия.
Логист – это сотрудник, который занимается планированием транспортной сетки движения пассажирских и грузовых перевозок. Он также может рассчитывать, сколько именно груза сможет перевести состав, сколько вагонов понадобится для определенного товара. Это очень специфичная работа, надо знать все ее тонкости. Логист должен обладать аналитическим складом ума – уметь видеть цепочки взаимодействий, находить способы экономить. Надо быть очень внимательным – небольшое расхождение в расчетах может привести к аварии или большим денежным потерям.
Инженер пути следит за качеством железнодорожного полотна, руководит бригадами ремонтников, планирует текущие работы. А также составляет график проверки железной дороги – это ежедневно делают специальные вагоны. Он может контролировать и строительство новых путей, а значит, должен уметь разбираться в чертежах и вносить в них изменения, рассчитывать стоимость тех или иных работ, затраты на них. Инженеру надо распределять объекты между ремонтными бригадами, выяснять, сколько времени понадобится на устранение неполадок.
Специалист по таможенному оформлению. Стать им достаточно непросто – обычно на эти должности проходит конкурс, выбирают лучших кандидатов. Надо иметь в виду: такая работа – это ненормированный день, приходится трудиться и по ночам.
Инженер-механик подвижного состава. Чаще на этой должности работают выпускники университета путей сообщения по специальностям «Вагоны», «Локомотивы». Специалист должен определить неполадки и назначить ремонт локомотиву или вагону. Место работы инженера-механика – депо: туда после рейса попадают поезда. Их осматривают, определяют неполадки и чинят. В депо нет кондиционеров или каких-либо дополнительных удобств. Фактически, это огромный гараж. Зимой там достаточно холодно, а летом – жарко. Так что работать приходится в нелегких условиях.
– Василий Петрович, востребована ли сегодня железная дорога в сфере транспортных коммуникаций?
– Железная дорога всегда была и будет востребованной, ведь она обеспечивает потребности мировой экономики и населения в своевременных и качественных перевозках, успешно справляется с решением многочисленных задач в сфере транспортных услуг.
Одной из главных задач на предстоящую пятилетку является реализация Государственной программы развития железнодорожного транспорта Республики Беларусь на 2011-2015 годы, которая предусматривает реализацию крупных инвестиционных проектов. В частности, по электрификации железнодорожных линий. Так что перспективы развития этого вида транспорта очевидны.
– Какие личностные характеристики предъявляет профессия ее представителю?
– Труд железнодорожника связан с безопасностью большого количества людей, поэтому, в первую очередь, ему нужно быть ответственным. Разумеется, внимательным и бдительным – для того, чтобы избежать нарушения графика движения, поломок транспортных средств или путей, не допустить аварий. От проводников, учитывая их постоянное общение с пассажирами, требуются коммуникабельность и доброжелательность.
– Что бы хотели пожелать школьникам, которых нашей беседой Вы подвигли на выбор железнодорожной специальности?
– Конечно же, добиться поставленной цели. Но будьте готовы к серьезной и плодотворной учебе, ведь на железной дороге должны работать настоящие профессионалы, а ими становятся лишь усидчивые и ответственные студенты.
Беседовала Светлана Орпель.
Отправить комментарий