Вот уж поистине вопрос, который любой читатель посчитает чисто философским. Однако авторы рубрики Юрий Мыслицкий и Жанна Гордиевич решили построить свою беседу на реальных фактах, которых в нашей повседневной жизни, как гальки на морском берегу – огромное разнообразие.
Ю.М.: Человеком, придумавшим переоценивать ценности, является никто иной, как Фридрих Ницше. Так что читатели будут правы, если заподозрят нас в желании пофилософствовать. Но, как было сказано в самом начале, мы не станем говорить о слишком абстрактных вещах. Однако совсем без них, кажется, не обойтись. Автор выражения, которому посвящен наш июльский спор, прямо скажем, не особо жаловал себе подобных. Ницше не церемонился в оценках: «человек – это обезьяна Бога». И в этом он, судя по поступкам некоторых людей, вполне претендующих на звание приматов, во многом был прав. Собственно, переоценка ценностей задумана, как пересмотр привычных представлений. Ничего плохого немецкий философ человечеству явно не желал. Это уже после, в наше время, понятие приобрело некий отрицательный смысл. Даже странно, что некоторая часть общества боится перемен и попросту не готова к ним только потому, что в чьей-то молодости трава якобы была зеленей.
Ж.Г.: Еще год назад я бы с тобой, Юра, наверняка полностью согласилась и не ввязывалась бы в беспроигрышный с твоей стороны спор. Но… события в Украине многих из нас заставили кое-что переосмыслить в очередной раз. Страшно представить, как могут стрелять друг в друга люди, которые живут в одной стране, работают в одних и тех же сферах, ходили в одни и те же магазины, водили своих детей в одни и те же школы, ездили по одним и тем же дорогам, возможно даже жили по соседству и уж точно дышали одним и тем же воздухом! А ведь это так. Несчастны те старики, которые после войны восстанавливали эту республику, растили детей, помогали им поднимать своих внуков, а теперь видят, как те разрушили все создаваемое годами за несколько месяцев и даже не чувствуют сожаления от произошедшего и происходящего дальше. Хочешь не хочешь, задумаешься: так ли короток путь в семь десятилетий, чтобы забыть ценность подвига наших дедов и прадедов, гнавших фашизм со славянских земель аж до самого Берлина?
Ю.М.: Не готов судить о происходящем в Украине и называть виновных, находясь за сотни километров от центра событий. Со стороны все выглядит именно так, как вы описали. Однако на то, что случилось, кажется, были свои веские причины. Неумение ценить победу, завоеванную дедами, тут ни при чем. В этой стране давно назревали перемены, в них чувствовалась необходимость. Другое дело, какой тяжелой ценой они дались. Страшно, что все эти процессы переросли в гражданскую войну. Теперь будет чудовищной ошибкой, если на развалинах старой системы украинцы так и не сумеют построить новый мир для себя.
Ж.Г.: В том-то и дело, что на развалинах. Из развалин страна вставала после войны. А сейчас ее нужно будет поднимать после взрывов и бомбежек человеческого безумства. Как его избежать – вот что должно волновать наших современников. Видимо, история их ничему не учит. Или они не хотят заглядывать в прошлое? Недавно познакомилась с последней информацией о том, читают ли наши дети книги о войне. Оказывается, 80% школьников этой темой не интересуются. Можно «охать» и «ахать», потому что мы-то воспитывались совершенно в другое время (до сих пор помню обложку детской тоненькой книжечки, одной из первых взятых в школьной библиотеке, рассказывающей о подвиге неизвестного воина-освободителя, спасшего во время штурма Берлина в апреле 1945 года немецкую девочку, которую запечатлели на руке у солдата в скульптуре, установленной в Трептов-парке). Но наши «ахи» ничем не помогут. Нужно думать, каким образом донести необходимую информацию современным мальчишкам и девчонкам. К сожалению, о встречах с ветеранами уже речь не идет. И вот здесь, по-моему, необходимо подключать новые возможности интерактивного общения, создавать какие-то короткие видеоленты, которыми бы молодое поколение с удовольствием делилось в социальных сетях, придумывать для них интересные проекты военно-патриотической направленности, создаваемые с помощью информационных технологий. Не просто играть в стрелялки, а, как в том фильме «Мы из будущего», пытаться поместить их в реальность событий. Вот здесь бы нам провести переоценку ценностей и понять, куда нужно двигаться со всеми нашими техническими достижениями.
Придумано много, а работает оно на пустую трату детского времени и утомление их мозгов, хотя эти мозги можно включить и направить мысль в нужное русло.
Ю.М.: Вот пытаюсь понять: почему старшее поколение вдруг решило искать корень грозящего нашему обществу зла в детях? Не пора ли заметить бревно в собственном глазу? Ведь не поколение next взялось за оружие в Киеве, Луганске, Краматорске. Это сделали люди, которые, возможно, даже читали книгу о воине-освободителе из ваших, Жанна Болеславовна, детских воспоминаний. Но самое страшное, тем не менее, произошло.
Ж.Г.: Нет, не читали… Или после этого произошло такое помутнение в мозгу, что начали убивать своих братьев, отстреливать журналистов, которые приехали делать туда свою работу, а не воевать против кого-то.
Ю.М.: На поведение человека влияет не то, как умело его в свое время научили патриотизму. Поступками каждого из нас руководят жизненные обстоятельства. Не вина современных детей, что они появились на свет в смутном XXI веке. Да, нынешние подростки не читают тех книг и не смотрят тех фильмов, которыми восхищались мы в их возрасте. Новое поколение во многом не похоже на нас. Их увлечения не только кажутся, но и являются легковесными и пустыми. Но значит ли это, что они хронически не способны стремиться к чему-то по-настоящему хорошему и ценному. Совсем нет. Это всего лишь дети. Им свойственно вырастать и переоценивать прежние ценности. С годами они, устав от кризисного искусства, возможно, откроют для себя фильмы Феллини и Тарковского, жадно вчитаются в страницы романов Достоевского и Толстого. Лично я верю в Ренессанс нашего общества. Как будет на самом деле, станет понятно спустя годы. Пока же, к апокалипсису мир приближают отнюдь не дети.
Ж.Г.: Я несколько не о том. Наши дети растут в прекрасное время. Будь у нас в свое столько возможностей, мне кажется, мир был бы устроен по-другому. Но XXI век наступил, когда ему пришло время. И в нем появились люди этого времени. Я недавно имела возможность быть в аудитории студентов, которым около 20-ти. Наконец-то выросло поколение новой страны. Они – ее ровесники, и хотят, чтобы ее громкое имя – Республика Беларусь – знал весь мир, чтобы во всех странах и на всех континентах это название звучало правильно, а не то, которое «по-старинке» принято употреблять за рубежом – Белоруссия. Знаешь, это важно – ощущать себя хозяином своей земли. Они здесь – хозяева. Они готовы созидать, фонтанировать идеями, придумывать проекты. Но их нужно слышать!!! Их нужно впускать в свою жизнь, давать право выступать на равных. И пример подается на самом высоком уровне, когда Президент нашей страны А.Г.Лукашенко поощряет молодых талантливых юношей и девушек из своего специального фонда, когда на всю страну звучат имена победителей международных конкурсов и олимпиад, когда молодые спортсмены смотрят на нас по дорогам из билбордов, а в телевизоре – из рекламных заставок. Но есть еще масса других примеров, наподобие всем известной телекартинки в рекламе «Твикс – сладкая парочка». Ты когда-нибудь «прочитай ее между строк». Я бы рекомендовала закачать ее всем руководителям на рабочий стол компьютера и начинать утро с этого забавного ролика, пока не поймут его суть и не изменят свое отношение к происходящему вокруг. Помнишь, как говорит молодой человек, который докладывает боссу о соседях-конкурентах? Он прямо и откровенно сказал, что с одинаковыми технологиями производства пора бы объединиться. Ответ ты знаешь: «Нет! Они слишком много о себе думают!». Вот основной аргумент! Таким языком мы нередко разговариваем с вами, молодыми людьми, которые, возможно, в своем сознании давно нас переплюнули. Зачем им с нами связываться, не знаешь?
Ю.М.: Догадываюсь, что вы хотите от меня услышать. Всем хороша молодость, но ей не хватает опыта. Согласен. А как его приобрести? Правильно, быть рядом с теми, кому его не занимать. За этим и тянется младшее поколение к старшему. Стоит порадоваться, что обе стороны хоть и не всегда, но готовы сотрудничать друг с другом, понимают: им нечего делить. Бывают, конечно, разные ситуации. На некоторых работников со стажем «молодые да ранние», например, наводят едва ли не священный ужас. В их понимании эти только оперившиеся птенцы с замашками гордых орлов спят и видят, чтобы «подсидеть», «быть на лучшем счету у начальства». Наверное, такое положение вещей даже полезно: конкуренция не дает расслабиться.
Что до мыслей, которые вы прочитали на лицах студентов в аудитории, мне кажется, вы угадали их лишь отчасти. При всей любви к своей стране, лучшие из лучших сыновей и дочерей Беларуси совсем не прочь покинуть ее пределы. За рубежом – карьера, деньги, слава. На голом патриотизме, сами понимаете, далеко не уедешь, времена не те.
Не могу сказать, что в синеокой совсем нет возможностей заработать, они есть. И это позволяет испытывать сдержанный оптимизм по поводу будущего нашей страны.
Ж.Г.: Любовь к родине проявляется и за океаном, если ты работаешь на ее имидж, наполняешься знаниями и умениями, чтобы потом применить их для развития своей страны. Кстати, как пишет «АиФ», эту тему не так давно обсуждали в Интернете. И не все так печально, как тебе кажется. Привожу цитату из упомянутой газеты: «Мигранты-белорусы, работающие, например, в Кремниевой долине в Калифорнии, с одной стороны, уже получили западное образование и опыт работы. С другой стороны, многие из них поддерживают связи с родиной и знают правила игры для бизнеса на местном рынке. Именно они и смогут развивать в Беларуси различные секторы экономики, которые были бы ориентированы на западные стандарты. По такому пути пошли когда-то Израиль и Тайвань. Именно эмигранты помогли развить целые секторы экономики и вывести страны в региональные и даже мировые лидеры».
Ю.М.: Вот вы говорите: «у молодых больше возможностей». Кто мешает старшему поколению пользоваться благами цивилизации?
Ж.Г.: Как бы это странно не звучало, возраст. Не зря же выражение «юношеский максимализм» присуще только молодым. Максимальная работоспособность в плане познания нового остается лишь у считанных представителей старшего поколения. Груз накопленных знаний тоже ведь нелегок, его не выбросишь на пути к совершенству. Мало кто из нас 40-50-летних готов и способен меняться. И мне кажется, для того, чтобы «парочка» – поколение родителей и поколение детей – совпала в масштабах ежедневного поступательного движения нашего общества вперед, нужно пересмотреть свои закостенелые взгляды и попытаться стать гибче! Уже хотя бы потому, что никто из нас хоть и «вылезет из кожи», но не станет «индиго», а они такими, с новым, наполненным особым смыслом сознанием, явились в этот мир. Давайте просто признаем, что новый век родил новых людей. Если им с нами будет неудобно, они будут не с нами. И свои мысли мы должны им доносить их языком. И о Великой Отечественной войне – тоже. И есть такие вещи, которые нужно понимать и чтить, и историю – уважать и преклоняться перед ней. Героизм в освободительной борьбе – одна из главных в этом обязательном перечне, как и понимание того, что могло бы быть с нашей родиной, если бы не ежедневный подвиг наших дедов. Недавно уже второй раз демонстрировался очень нужный познавательный российский фильм «Война и мифы» 2014 года создания. И хотя я принадлежу к поколению, которое в рамках школьного кинолектория посетило в кинотеатре все показы легендарной многосерийной картины «Освобождение», он был мне интересен новыми, ранее не оглашенными фактами. Там прозвучало очень важное высказывание немецкого специалиста-архивиста. Женщина сказала, что жителям Германии не совсем приятно то, что открывается в старых и до 2004 года бывших секретными архивах. Дело в том, что после рассекречивания набирается еще больше правдивой информации о зверских задумках фашистов. Ответственность за совершенное 70 лет назад немцев угнетает до сих пор. Вот ведь в чем парадокс: они к той истории все еще очень чутки, а мы?.. Почти во всех комментариях после первого, вечернего, показа фильма «Война и мифы» написано: «Смените сетку вещания – это должны видеть наши дети! Об этом, к сожалению, говорят далеко не во всех школах. А это должны знать и видеть наши подростки!», «Спасибо, Первый! Наконец, дождались такого монументального труда. Очень рада», «Жаль, что время показа позднее, и много детей и подростков не посмотрят премьеру! Они должны знать историю! Не из продажных американских каналов, а от наших ветеранов, участников той страшной войны! Т.е. знать подлинную историю! Спасибо за фильм!», «Вчера смотрела и рыдала. И сегодня вспоминаю и реву… Большое спасибо за фильм. Обязательно сохраню его и покажу своей дочке, когда она немного подрастет», и еще много подобных. Под каждым готова подписаться сама, потому что тоже сохранила эти серии, но, понимая, что для просмотра лучше подобрать нужное настроение у ребенка, младшим детям еще не показывала.
Ю.М.: Меня удивляет, что вы сначала восхищаетесь детьми-индиго, а чуть позже готовы подстраиваться под них, создавать им тепличные условия. Не делаем ли мы этим только хуже? Развращаем юных уникумов и сами же ставим себя перед ними в положение отработанного материала. Я считаю, что если эти дети настолько развитые, как о них говорят, то гении сами в силах отделить зерна от плевел. Не получится, тогда грош цена их развитости. Еще нужно подождать, когда дети-индиго повзрослеют. Не уверен, что мир после этого станет гораздо лучше. Да, здорово, что о многих вещах, в том числе и о войне, начали говорить современным языком. Однако мало удивлюсь, если скоро придется переснимать и переписывать всю классику, чтобы современные вундеркинды обратили на них свои светлые очи. Плохо ли все созданное раньше только потому, что оно скучно для явно переоцененных детей-индиго?
Ж.Г.: Юра, ты говоришь, как сторонний наблюдатель. Если бы у тебя были дети, ты бы видел, как тонко нужно с ними работать. Работать над собой, работать вместе с ними, чувствовать их интуитивно, воздействовать почти подсознательно. Я с удовольствием и удовлетворением наблюдаю, как, и нередко, у взрослых, кстати, принадлежащих к разным поколениям, выстраиваются взаимоотношения с современными подростками. Когда такие люди, с различным родом занятий, причастны к судьбе моих детей, благодарю Бога, что они нам встретились. Спросишь, почему это так важно? Всегда непросто соответствовать времени, в котором живешь. У любого поколения есть принципиальная позиция в каких-то особенно важных для его представителей вещах. На этой неделе один статусный мужчина признался, что 5-летний внук назвал его несовременным. Зная этого человека, со внуком не соглашусь, но это взгляд с моей стороны. У мальчишки, наверняка, были свои веские основания сделать деду неприятное заявление. И буквально через день практически те же слова пришлось услышать от бабушки, правда, уже другого внука, более взрослого. С ним она даже не вступала в спор, сразу же признав, что, несмотря на свое высшее образование, опыт работы в управленческом аппарате, от современной жизни немножко отстает, хотя и старается во всем соответствовать различным требованиям времени. В этом плане важно уравновесить обе стороны, подсказав и одним, и другим, что наша жизнь, как бриллиант, – чем больше граней, в которых преломляется свет, тем больше разнообразия и оттенков, делающих ее интересной и наполненной. Некоторые прежние рамки, стандарты, подходы действительно устарели. Но есть настоящие ценности, как тот алмаз, который подвергают огранке, чтобы бриллиант получился, основа, стержень, которые нельзя подменять, сохранить которые жизненно важно и нужно. Если мы не сможем в этом балансировать умно и с душой, то лучшее из века прошлого, боюсь, растеряется «в пути» по этому. Тогда о человечности, гуманизме, преданности, патриотизме, милосердии, добросердечии, отзывчивости и многих других очень значимых вещах останутся только произведения художественной литературы. Это не значит, что кому-то под что-то нужно приспосабливаться, но понять одним других, без осуждения и оскорбления, просто необходимо. Когда мы это сделаем, выясним, в первую очередь каждый для себя, по какой причине кто-то имеет другие предпочтения и совершает в своей жизни не «ваши» поступки, то ругаться на «обмельчавшие ценности» и «устаревшие взгляды» не придется.
Ю.М.: Не все, что здесь и сейчас современно, сможет претендовать на попадание в разряд вечных ценностей. Именно поэтому не так уж и ценно полностью соответствовать реалиям наших дней. В иных ситуациях неплохо показаться старомодным. Мир, где на Евровидении побеждает Кончита Вурст, серьезно болен. Переоценка ценностей нужна обществу, как прививка от лихорадки.
Если человеку с высшим образованием, десятки лет добивавшемуся положения, кто-то, кто еще ровным счетом ничего не имеет в жизни, замечает, что тот безнадежно устарел, это тоже много о чем говорит. Одно поколение людей слишком долго занималось воспитанием другого поколения, лучшего, чем было само, и незаметно состарилось, не дождавшись благодарности.
Беда в том, что достигнутое пока не оправдывает всех стараний…
Ж.Г.: Но если бы человек вдруг оказался доволен всем достигнутым, мир остановился бы в своем развитии…
Отправить комментарий