Сегодня читателям хочу поведать о нашей землячке, личности целеустремленной, инициативной, неравнодушной к проблемам коллег и знакомых, человеке высокой нравственности и крепкого духа, профессионале в своем деле, женщине непростой судьбы – Жанне Викторовне Жуматий.
Пересматриваю множество фотографий, отснятых на производственных предприятиях нашего района, и время от времени вижу на экране красивую женщину. Она всегда в белоснежном халате, улыбающаяся. На одном снимке – в своем кабинете среди множества больших ярких букетов, на другом – в окружении рабочих в цеху, на третьем – вместе с директором демонстрируют золотые и серебряные медали. На очередных фото она, вся светящаяся изнутри, поднимает всем настроение одним только своим присутствием среди множества людей в дегустационном зале. А вот снова, но уже с душистым караваем на районном празднике и т.д. Она, словно солнце, такая же яркая и теплая, дарит свет и радость. И только самые близкие знают, какая сложная у нее на самом деле судьба…
Жанна училась в первой городской школе. Уже тогда отличалась от своих сверстников умением находить со всеми контакт. Девочке нравилось быть в гуще событий. Такую удивительную контактность быстро заметили и оценили, Жанна была старостой класса. Потом эта ученическая руководящая должность закрепилась за ней и в институте, плавно перекочевав на студенческий отряд. Активная и инициативная она смело решала проблемы однокурсников, а когда возник вопрос о летней практике, добилась путевки для своего отряда в Молдавию.
– После первого курса института, – вспоминает Ж.В.Жуматий, – начальник отдела качества и стандартизации УП "Клецкий производственно-пищевой завод", – наша группа работала на Быховском консервно-овощесушильном заводе Могилевской области. А уже на втором я добилась, чтобы нас отправили в Тирасполь. Трудились там на большом заводе пищевой промышленности, что стало отличной практикой.
Жанна Викторовна искренне признается, что на момент поступления в вуз (ныне это Могилевский университет продовольствия – авт.) она слабо представляла, чем будет заниматься по его окончании. Считала, что работа технолога заключается, в первую очередь, в том, чтобы организовать для производства людей. Этого девушке было не занимать. Но миф рассеялся на первой же производственной практике. В Быхове на консервном заводе студенты плакали в прямом смысле слова, потому что приходилось вручную чистить очень много овощей, в том числе и лука. Не добавляли романтики и сквозняки. Так взгляд на свое будущее занятие коренным образом начал меняться…
– В Молдавии мы попали на завод, который по своим мощностям и площадям раза в три превосходил наш Клецкий. Работали с большим интересом, потому как оборудование было современное, выпускался широчайший ассортимент консервов. Все автоматизировано. Нам предоставили возможность заниматься консервированием. Мы создавали дегустационные образцы. Было очень познавательно. К тому же, и ассортимент сырья гораздо разнообразнее, чем в Беларуси.
А на четвертом курсе Жанна вышла замуж: сердце яркой и веселой белоруски покорил молдавский парень. Но ее тянуло на родину, поэтому совместную жизнь начали на Клетчине. Первым местом работы молодого инженера-технолога стал местный консервный завод. Должность звучала заманчиво – инженер по входному контролю сырья и вспомогательных материалов производственной лаборатории. Но работа, на самом деле, не из легких.
– Это был пик поступлений помидор из Молдавии, – вспоминает с легкой грустью Жанна Викторовна, – а из наших колхозов шло большое количество картофеля, моркови, свеклы. Мой день начинался с того, что набирала большой ящик овощей, тащила перед собой все в лабораторию, отмывала и делала анализ. Физически приходилось тяжело, но никогда не жаловалась.
Но по семейным обстоятельствам женщина была вынуждена поменять место работы… Семь лет в отделе статистики Клецкой районной больницы протекли ровно и спокойно, однако неугомонная натура, светлая душа и неиссякаемая энергия требовали большего. Хотелось чего-то интересного, нового, чего еще не знала. И такая возможность представилась в 1999 году, когда пригласили в лабораторию РЦГиЭ заведующей лабораторным отделом, где прошли еще 8 лет.
В 2007 году стала студенткой вуза дочь Алена. Небольшой заработной платы не хватало (надежной опоры – супруга и отца – уже не было), потому мысль перейти на другую работу все чаще приходила ей в голову. Однако Клецк не такой большой город, чтобы можно было выбрать подходящее душе занятие, потому прислушивалась и анализировала все предложения. Об освобождающейся вакансии в лаборатории Клецкого ППЗ узнала случайно, и это показалось неплохим выходом из трудного финансового положения, да и новая должность обещала быть далеко неоднообразной.
– Я на протяжении трех месяцев практически не спала по ночам, – рассказывает Жанна Викторовна, –брала домой журналы и изучала. Голова шла кругом, но меня это захватывало. Буквально ходила хвостом за мастерами, технологами, начальниками цехов и расспрашивала их, пропитывалась знаниями и опытом по управлению технологическим процессом производства. Мария Антоновна Пилецкая всю жизнь отработала у нас на заводе по контролю хлебобулочных и кондитерских изделий, она меня и обучала, за что искренне ей благодарна.
Ж.Жуматий прекрасно понимала, что на подсказках далеко не уедешь, потому сразу же поставила перед собой цель: все изучить досконально, во всем разобраться. Это упорство часто ее выручало и в жизни, и на работе. Вот и на новом месте она потихоньку, но скрупулезно постигала все секреты профессии. Но такое большое производство – это не отдел в лаборатории и пару отчетов в месяц. Это ежедневно – большой ассортимент…
– Три первых года практически не отдыхала, – вспоминает моя собеседница, и выражение ее лица становится серьезным и сосредоточенным, – потому что за все очень переживала и волновалась. А придя из контролирующего органа на производство, невольно испытываешь шок. Вот, представьте: вы на своей кухне занимаетесь выпечкой. Разве может оставаться на столе все идеально чисто? Нет! Но ведь это – норма, так и должно быть. А когда выпекаются в цеху сотни буханок хлеба, батонов, масса печенья, тортов, как обойтись без просыпанной на пол муки?! Пришлось перестраиваться.
В такой безумной загруженности 8 лет пролетели незаметно.
Я – человек не творческий
Именно эти слова от Жанны Викторовны услышать не ожидала. Всегда воспринимала ее, как вдохновителя идей на заводе, инициатора новых тортов, хлебов и "кондитерки".
– Умею вязать, вышивать, готовить, но красивое оформление, поделки – не мое! Я в первую очередь практик. А в кондитерском и хлебном цехах мне нравится что-то придумывать. Здесь сразу виден результат. Когда же делаешь вкусно, хочется, чтобы все было еще и красиво… Иногда фантазирую, но никогда не делаю это одна: бегу в цех к девчатам, и вместе мы воплощаем задумку в жизнь.
Когда после очередных побед в конкурсах Клецкого ППЗ приезжала на завод, все в один голос – от директора и до мастеров-кондитеров твердили, что продукция-победитель (торт, хлеб, печенье) – разработка Ж.Жуматий. А она умалчивает о свое участии в высоких достижениях хлебопеков и кондитеров. Удивительный человек и настоящий труженик.
Еще про один момент хочу напомнить нашим читателям. Жители города и района не забыли, как на прилавках появилась "Сахарная булка". Этот небольшой пирожок в виде солнца с сеточкой не только красивый, но и вкусный. Однако мало кто знает, что это – идея начальника отдела качества и стандартизации. Опытный специалист видела, что многим клетчанам нравятся сладкие несвижские батоны. Но с батонами экспериментировать не стали, а для сладкоежек придумали булку с максимальным содержанием сахара.
К многочисленному количеству наград Клецкого ППЗ, завоеванных на республиканских конкурсах, прямое отношение имеет и моя героиня. Уже не говоря о проделанной работе, каждодневной, хлопотной, чтобы добиться таких результатов.
Так разве можно назвать эту труженицу без творческого подхода к делу и вдохновения?!
Нам дается все в жизни по нашей вере
Жанна Викторовна боролась за каждый прожитый день, благодарно молясь, и жила дальше! Научилась любить и дарить эту любовь тем, кто рядом с ней! Когда решилась спросить, чувствует ли она себя счастливой, она, немножко склонив голову, чуть отбросив ярко-рыжие локоны длинных волос, тихо ответила:
– Я не сетую… И все в жизни так сложилось неспроста. Когда на пятом курсе института родила дочурку, то ехать по распределению в Благовещенск Амурской области России побоялась, осталась дома. Потом сильно заболела. Если бы не поддержка родителей, не мамина помощь, если бы не услышал мои горячие молитвы Господь, не знаю, справилась ли бы... Не зря же сказано, что все нам дается в меру наших сил – значит, в моих нести такой крест! И я веровала, что плохо быть не может. Хотя в юности все время мечтала и настраивала себя на то, что буду жить в большом городе, но в итоге имею дом в деревне. Ближе к сорока годам увлеклась выращиванием цветов на приусадебном участке. Так меня это захватило, что по утрам перед работой обязательно любовалась ими, целуя каждый кустик и благодаря Бога за это красивое счастье. Очень люблю свои Секеричи, свой дом, родных, Аленушку и непрестанно благодарю за все Господа!..
Валентина Сенкевич.
Фото Александра Абрагимовича и из личного архива Ж.Жуматий.
1 комментарий