Непредсказуемая штука – жизнь. У одного она – гладкая, ровная. У другого с раннего детства – сплошные "сюрпризы", причем часто – не самые хорошие. Правда, именно в них он закаляется, формируется в ту личность, которая способна не просто чувствовать, сопереживать, но и стремится помочь другим, поддержать. Только испытавший нужду может по-настоящему понять того, кто просит о помощи. И это не новость, таков закон жизни…
Только перечитывая документы, Сергей осознает, что родился он в местечке под названием Великое село Молодечненского района Минской области. Ни родного дома, ни улицы не запечатлела детская память, так как, сколько себя помнит, воспитывался в детских домах. До семилетнего возраста это был Слуцкий дошкольный детский дом, потом еще одна семилетка прошла в Городейской школе-интернате, а после судьбе было угодно переместить всесторонне развитого и активного мальчишку в Клецкий детский дом.
– Когда жил в Городее, – рассказывает Сергей Иванович Голубков, директор Домоткановичского СДК, руководитель мужского народного ансамбля "Неруш" и образцовой детской вокальной студии "Сузорье", – занимался в ДЮСШ, и меня тренер видел не меньше, чем вторым Харламовым. Хоккей не просто нравился, я все свободное время проводил на льду, да и сегодня при первой возможности люблю взять в руки клюшку. Когда же в 14 лет пришел в Клецкий детский дом – серьезно увлекся музыкой…
То, что при детдоме функционировал духовой оркестр, сыграло решающую роль в судьбе подростка, потому как именно музыка стала смыслом всей его жизни. Законы интерната суровы, и выживает там не только сильнейший, но и тот, кто чтит не прописанный нигде "устав", не ворует у друзей, не предает. Дорогого стоит, когда есть возможность заниматься тем, к чему лежит душа. Практически каждый четвертый детдомовец в то время умел играть на гитаре. Разумеется, это подстегивало и Сергея к новому увлечению. Однако старшие ребята не горели желанием обучать младших, а уж тем более – новичка. Пришлось первые музыкальные навыки обретать самостоятельно, да еще прячась от старшеклассников. Стало легче, когда повзрослел. К тому времени он и его ровесники хорошо владели шестиструнным инструментом. Однажды они у себя в комнате исполняли что-то из репертуара Поля Мориа, на огонек заглянул парень из старшего класса. Удивился тому, что услышал, попросил сыграть еще. Не сдержался, похвалил их.
– Когда старшие ребята ушли из детдома, – вспоминает с улыбкой Сергей Иванович, – мы взяли музыкальную власть в свои руки. Сами играли, сами пели, даже выездные концерты устраивали. Не покидала надежда организовать вокально-инструментальный ансамбль. Мечта осуществилась с помощью директора детского дома Нины Михайловны Драгун. Так у нас появились первые микрофоны, электрогитары, барабаны, клавиши. Правда, играть на них никто не умел, но мы очень старались и скоро научились!
В те годы единственным популярным ансамблем, выпускающим грампластинки, были "Песняры". Именно по ним ребята учились, слушая их до поздней ночи. Подражая любимому коллективу, юные музыканты и певцы наработали свой репертуар, с которым успешно выступали. Ансамбль назвали "Крылья", он очень скоро стал популярным. Много было желающих петь и играть в ВИА, это дополнительно стимулировало детей как к любимому занятию, так и к учебе.
После окончания десятилетки С.Голубков поступает на учебу в Брестское музыкальное училище, однако сложное материальное положение (стипендия в 30 рублей и более никакого дохода) лишает его возможности продолжать учебу. Снова – Клецкий детский дом, потом – служба в армии. После демобилизации возвращается в уже ставшие родными стены детдома, и все та же доброй души человек Нина Михайловна, по-матерински относящаяся ко всем своим воспитанникам, предлагает ему работу в качестве музыкального руководителя и воспитателя по совместительству. Хотя это здорово поддерживало, талант требовал "обрамления", и в 1983 году Сергей становится студентом Брянского культпросветучилища.
– Я и там создал ансамбль, – не удерживается от воспоминаний мой собеседник. – Музыкальных инструментов было достаточно, мне на два дня предоставили хороший зрительный зал, установил аппаратуру и начал прослушивание желающих петь и играть.
А через полгода студенческий ансамбль дал уже свой концерт. Впервые там зазвучали баян, скрипка, дудки.
– Я ведь по специальности дирижер оркестра народных инструментов, – рассказывает Сергей Иванович, – на защите дипломной работы показывал "Купалинку"…
Хранит память и то, как исправлял "четверки" буквально перед выпускными "госами" за первый курс по "Истории КПСС" и за второй – по "Искусствоведению", потому как шел на красный диплом. Хотя и учился, по воспоминаниям героя повествования, не ради оценок, понимал – это пригодится в жизни.
Никогда не забудет Сергей Иванович инцидент, произошедший на втором году обучения в Брянске. Чтобы иметь возможность жить более-менее достойно, он с несколькими ребятами по ночам бегал на железнодорожную станцию разгружать вагоны. Разумеется, директор узнала об этом. Тогда и вызвала С.Голубкова "на ковер". Первая мысль, возникшая у парня: исключат из училища! Но Алла Федоровна отчитала за то, что не признался сразу в том, что является воспитанником детского дома. Посадила за стол и приказала писать заявление… о приеме на работу в качестве лаборанта! Так у талантливого студента появилась постоянная зарплата, позволившая заниматься музыкой еще серьезнее. Студенческий ансамбль также приносил доход, ведь ребята играли и на танцевальных вечерах в клубах. Имея по окончании училища заслуженный красный диплом, перед Сергеем открывались двери на поступление в Орловский институт культуры сразу на третий курс, да и в Брянском училище ему предложили хорошее место работы. Но к тому моменту он женился, и молодая семья ожидала пополнение.
Клетчина для парня в то время была малой родиной. Вместе с супругой приезжали они в Клецкий детский дом на летний отпуск, и так уж получилось, что в организации праздника "Зажинки" в колхозе "Авангард" приняли самое активное участие. Концертная программа так всем понравилась, что председатель хозяйства А.Г.Рудозуб и парторг В.Семенчук предложили семье переехать в Домоткановичи, сразу же пообещав строящийся новый дом. Но и у Сергея, и у Натальи были другие планы, творческая семья уехала в Брянск.
– Когда 9 января в шесть часов вечера в квартиру позвонили, – рассказывает с нескрываемой ностальгией Сергей Иванович, – меньше всего мы ожидали увидеть кого-то из Клецка. Валера Семенчук приехал с твердым намерением забрать нас домой. Родственники Наташи его поддержали, и так мы оказались здесь. Родившейся Ренате тогда было всего месяца полтора…
13 лет работы в сельском клубе Сергей Иванович Голубков вспоминает как самый яркий и творческий период жизни. Была колоссальная поддержка со стороны колхозного руководства, понимание. Их ансамбль под названием "Совет у камина" знал не только весь Клецкий район, но и за его пределами встречали музыкантов с большой радостью. Однако так уж сложились обстоятельства, что с приходом нового руководства колхоза поменял место работы и Сергей Иванович.
И снова – детский дом. 1994 год. Тесное сотрудничество с Леонидом Федоровичем Дроздом только положительно влияло на деятельность уже профессионального музыканта и композитора. Директор уважал С.Голубкова и всегда шел навстречу во всех вопросах. С назначением на эту должность Олега Алексеевича Семенчука произошла еще одна перемена в творческой жизни нашего героя и его воспитанников. Наблюдая за достижениями музыкального коллектива, О.А.Семенчук предлагает побороться за звание "образцового". Сам же занялся документальной стороной этого вопроса. Все, что требовалось от "Сузорья" – концертная программа на 40 минут.
– Когда во второй половине декабря 1999 года в районный дом культуры приехала специальная комиссия по присвоению званий музыкальным коллективам, – вспоминает Сергей Иванович, – мы были единственными, кто тогда держал столь серьезный экзамен. Наша концертная программа длилась полтора часа. Никто из членов комиссии не сказал "Хватит!", и мы выдали все, что подготовили!
Выступление понравилось всем однозначно, и уже в начале 2000 года среди коллективов Клецкого района значилась "Образцовая вокальная студия "Сузорье" Клецкого детского дома. Начался новый этап творчества, активной работы, открытия талантов из числа воспитанников. Но…
– Я очень жалею о том, что наш детский дом закрыли, – говорит Сергей Иванович, и грусть тенью ложится на его лицо. – Я чувствовал детей всегда, каждый шаг мог предугадать наперед! Прошел сам это и знал все повадки ребят…
В качестве напутствия молодым руководителям творческих коллективов С.Голубков объясняет, что детям ни в коем случае нельзя делать замечания при ровесниках! Это больно ранит, и маленький человечек может надолго замкнуться, уйти в себя. Хвалить – необходимо, работать дополнительно – обязательно, но никак не критиковать! Да и в принципе к каждому человеку, убежден музыкант, певец и композитор, нужен индивидуальный подход, и нельзя ни в коем случае говорить желающему петь категоричное "Нет!" Понять же мальчишку или девчонку из интерната может только тот, кто сам прошел через эту суровую школу…
Время течет, жизнь не стоит на месте. Уходит в небытие одно, но на смену ему рождается нечто иное. Много раз так случалось и у нашего героя. Неотъемлемой частью его творческой биографии стал и "Неруш", в минувшем году отметивший свое 15-летие.
– Создателем и руководителем "Неруша" был Олег Качубей, – вспоминает Сергей Иванович. – Олег пригласил в коллектив меня, Анатолия Клапотенко, Василия Поливоду. Мы брали серьезные, сложные вещи, и работать было интересно. Со временем я начал предлагать свои идеи, иной репертуар, со временем и руководство перетекло ко мне…
Сейчас для творчества времени остается все меньше. Являясь директором учреждения культуры, С.Голубкову необходимо много заниматься административными и хозяйственными делами, потому в планах на ближайшее время – отказаться от руководящей должности. Ну не карьерист герой нашей повести, что тут поделать?! Главное для него сегодня – сохранить оставшиеся коллективы: "Сузорье", "Неруш", "Суседачкі" (женская вокальная группа при Домоткановичском СДК из работников школы и местного детского сада). Занимается он и с ребятами второй городской школы.
Отмечу и то, что Сергей Иванович много личного времени (как правило – ночного) отдает сотрудничеству с местными авторами. Ему присылают свои стихи все желающие, но цепляют музыканта "живые, те, где есть душа". Звучат сегодня песни на стихи Л.Мелешко, Т.Цвирко, В.Крука, Н.Колесниковой, Т.Эдарской.
На вопрос, считает ли он себя состоявшимся в профессии, искренне признается:
– Пока еще нет! У меня есть мечта – сделать творческий вечер. Для этого хочу собрать все свои песни, аранжировать их по-новому, раздать коллективам (в том числе и детским), хорошим исполнителям. Вот когда они зазвучат на 1,5-2 часа, вот тогда, может быть… А вообще, пока ходишь по этой земле – надо работать, тем более в творчестве покоя быть просто не может!
Заинтриговал и тем, что считает: самая главная песня еще не написана и не спета. Хотя каждая из сегодняшних – интересная по-своему. Есть хорошая идея, и сейчас композитор упорно ждет подходящие стихи, которые и воплотят его мечту в реальность.
Когда задавала своему гостю вопрос о Клетчине, услышала настоящее признание в любви к городу:
– Большая часть моей жизни прошла здесь, потому я, конечно же, считаю себя местным! Прекрасно помню автовокзал в центре, но больше всего мне нравился скверик… Здесь встретил свою вторую половинку, тут живут мои дети, а значит, это – моя Родина, пусть и вторая, но – Родина! И если бы так не считал, не чувствовал, разве смог бы так писать о Клецке?
Что касается мечты, то она у моего собеседника одна – мир во всем мире! Искренне боится за всех детей в целом и за каждого в отдельности, как и за все человечество. В людях ценит доброту, так как считает, это может быть спасительным для всех и всего…
Валентина Сенкевич.
1 комментарий