Будучи школьницей, она зачитывалась детективными романами и представляла себя на месте главных героев произведений маститых мастеров жанра. Она была уверена, что из нее может получиться неплохой сыщик. Быть может, детские надежды вполне оправдались бы, если бы не пресловутая женская интуиция и логика. Детально поразмыслив и решительно расставив акценты, девушка сделала выбор не в пользу юриспруденции. Верх одержало дело тех людей, которые в реальности окружали ее в тот период жизни и являлись в прямом смысле ее идеалами. Хотя не все на личном педагогическом поприще получилось легко и сразу.
Людмила Михайловна принадлежит к поколению, на долю которого выпали неимоверные испытания. Она родилась вскоре после войны и вместе со своими родными, как и миллионы советских граждан в то время, пережила сложные годы возрождения страны из пепла. Ей знаком и голод, и холод, и тяжелый сельский труд, и долгий путь в школу длиною в 7 километров в одну сторону в любую погоду – зной, дождь, мороз и ветер (!). Жизнь сполна закалила характер сельской девчонки и преподала ей главные свои уроки. Она научилась стойко преодолевать все трудности и не бояться никаких преград. И когда пришлось подчиниться воле отца и забрать документы из Гродненского педагогического института, так и не узнав результатов о зачислении абитуриентов, не разочаровалась. Она знала, что все равно добьется своей цели.
Ее трудовая биография началась вдалеке от школы. Сновский крахмальный завод (авт: родом Л.М.Костина из Несвижского района) предоставил ей первое рабочее место. Именно там на протяжении нескольких месяцев хрупкая девчушка занималась тяжелым физическим трудом. Но не зря ведь говорят, "от судьбы не уйти". Вскоре его величество случай расставил все по своим местам. Бывшая пионерская активистка, председатель совета дружины школы вновь очутилась в родной стихии.
1 апреля 1964 года перевернулась очередная страничка в книге жизни Людмилы Михайловны. Великобыховщинская школа стала отправной точкой в ее педагогической карьере. С красным галстуком на шее и с незыблемым девизом многомиллионной детской организации того времени она "Всегда горела!".
Энергии и творческому задору Л.М.Костиной мог позавидовать любой начинающий педагог. А туристические слеты и "Зарницы" под ее началом и сегодня с теплотой в сердце и с улыбкой на лице вспоминают на вечерах встречи с одноклассниками выпускники Рассветовской школы, где с 1965 года по 1972 год работала Людмила Михайловна старшей пионерской вожатой. Много старания и умения отдала она этой работе. Пионерская дружина под ее руководством была одной из лучших в районе.
Активная жизненная позиция, семейные заботы и школьные хлопоты не помешали все же Людмиле Михайловне получить высшее образование в Минском педагогическом институте. В последствии она стала организатором внеклассной и внешкольной работы, заместителем директора по учебной работе Рассветовской средней школы, возглавляла методический кабинет районного отдела образования, была заместителем директора по начальным классам в СШ №3 г.Клецка. Но, как признается моя собеседница, административная работа никогда не была ее призванием – душа всегда тянулась к детям. Это еще зародилось в далеком прошлом. Она безгранично влюблена в своих учителей и сегодня, спустя семь жизненных десятилетий, помнит каждого из них.
– Мария Петровна, Надежда Петровна, Вениамин Александрович… – Перечисляя своих педагогов, кратко характеризует их и рассказывает о заслугах тех, как будто все, что с ними связано, происходило только вчера. – У наших учителей было родительское отношение к нам, чужим детям. Они понимали нас и учили тому, что пригодится в жизни. Их уроки не забудутся никогда...
Став профессиональным педагогом, Людмила Михайловна стремилась в собственной учительской практике использовать методы работы своих наставников.
– Школа – это не только исток знаний, – подчеркивает опытный педагог. – То, что учитель заложит в души учеников, взрастет гораздо позже.
Вот почему Людмила Михайловна никогда не проходила мимо своих подопечных. Она обладала житейской мудростью, умела читать по глазам ребят и видела в них всю ранимую детскую душу. В совершенстве владея главными приемами педагогики и психологии, знала, когда будет уместна шутка, а когда тон голоса нужно настроить на серьезный лад.
– Ванюша, а что это с тобой сегодня случилось? – стараясь отвлечь от окна взгляд отстранившегося от темы урока ученика, интересовалась педагог.
– Да все нормально, – слышалось в ответ скупое бурканье.
– Но какое же нормально, если ты даже сегодня забыл умыться? – продолжала она диалог, тем самым привлекая к себе взор ребенка.
– Умывался я, что Вы придумали, Людмила Михайловна, – набирал кульминацию разговор.
– Тогда глазки твои почему такие черные? Постой, можно я угадаю…
Далее из ее уст следовала обязательная похвальная характеристика, потому что она знала, что дети очень любят внимание к себе и одобрение – таким образом даже злостный нарушитель дисциплины быстро становится отходчивым. Весь класс получал короткую эмоциональную разрядку, и даже задумчивый Ванечка, по-доброму улыбнувшись, возвращался в эпицентр классных событий и снова с интересом слушал учителя.
Ребята чувствовали доброжелательное отношение к себе Л.М.Костиной, требовательного, строгого и одновременно понимающего и доброго учителя, администратора школы. Наверное, именно поэтому сегодня, случайно встретив ее на улице, не проходят мимо, а останавливают, вспоминают уроки и наставления, благодарят и искренне желают здоровья и долгих лет.
Бывшие воспитанники, их родители, коллеги всегда тепло отзываются об этом мудром наставнике, прекрасном учителе начальных классов и географии, старшей пионерской вожатой и добром внимательном человеке. Среди ее учеников немало тех, кто пошел по следам любимого учителя.
За многолетний и добросовестный труд Людмила Михайловна неоднократно награждалась грамотами и благодарностями областного управления и районного отдела образования. В своем личном арсенале наград за успехи в творческом труде и за значительные достижения в организации и совершенствовании учебного и воспитательного процессов имеет грамоту ЦК ВЛКСМ и значок "Выдатнік народнай асветы Беларусі". Л.М.Костина уже находится на заслуженном отдыхе, но и сегодня о ней все говорят как об Учителе с большой буквы.
Светлана Орпель. Фото автора.
Отправить комментарий