Он не мечтал быть учителем с детства. А когда пришло время выбирать дальнейший жизненный и профессиональный путь, поддался на уговоры друга. "За компанию" поступил в пединститут, но уже спустя несколько лет осознал, что случайно вошел в нужную дверь. Так, ее величество Судьба однажды "сделала" выбор за простого сельского парня, а потом... помогла ему найти свое место "под солнцем".
Сегодня Александр Алексеевич Шалик – опытный педагог, имя которого хорошо известно не только на Клетчине. За более чем два десятка лет педагогического стажа он взрастил не одно поколение профессионалов, чья деятельность так или иначе связана с физикой.
С 2006 года трудится в СШ №3 учителем физики и астрономии. Особое внимание уделяет работе с одаренными детьми, занимается со школьниками исследовательской деятельностью. Среди его воспитанников – стипендиаты специального фонда Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. Ученик А.А.Шалика, учащийся 11 "Б" класса Матвей Егоров, в 2017 году стал дипломантом I степени открытой олимпиады обучающихся "Шаг к инновациям", в марте 2018 года – (II степени) научно-инженерного конкурса учащихся "Belarus Science and Engineering Fair" и IX республиканского конкурса научно-технического творчества учащейся молодежи "ТехноИнтеллект-2018", III степени – республиканского конкурса работ исследовательского характера учащихся учреждений образования Минской области. В прошлом году Матвей был удостоен звания "Ученик года Минской области".
Несмотря на высокую результативность своего труда, Александр Алексеевич в общении с прессой держится довольно скромно и считает, что дипломы и грамоты, как его личные, так и учащихся, не являются целью его деятельности. К чему же тогда стремится педагог, имеющий за плечами богатейший профессиональный опыт и пользующийся авторитетом среди коллег и учеников? Как удается увлечь нынешних школьников наукой и мотивировать их на достижение высоких учебных результатов? Своими профессиональными секретами А.А.Шалик поделился с корреспондентом "ДНП".
– Мои ученики – это в основном школьники среднего и старшего звена с уже сформированными взглядами. Они знают, что им нужно, чем хотят заниматься. Мне просто необходимо разглядеть в их глазах пытливость и направить ее в нужное русло. Бывает, ребенок способный, но не горит большим желанием трудиться, тогда приходится уговаривать его, объяснять, что полученные знания рано или поздно пригодятся в дальнейшей жизни. В случае с Матвеем все было намного проще – он сам пришел с предложением заниматься исследовательской деятельностью. Об одном сожалею, что наш тандем не образовался немного раньше. Тем не менее я очень рад, что у него все получилось. "Бесколлекторный электрический двигатель с питанием от солнечных батарей" – так звучит тема исследования, которая принесла Матвею много побед. Этот труд – не наше авторское научное открытие, в его основе лежит идея, озвученная еще в начале 60-ых годов XX века. Мы показали процесс ее технической реализации, как ее можно адаптировать к современным условиям жизнедеятельности человека.
– В частности, – включается в разговор юный исследователь, – в космосе на станциях находятся обычные литиевые аккумуляторы, данным двигателем можно успешно заменить их. С финансовой точки зрения, техническое переоснащение окажется более дорогостоящим, зато такое оборудование заметно продлило бы срок его эксплуатации.
Слушая размышления Матвея, становится очевидным, насколько уверенно чувствуют себя дети, которые имеют научный кругозор, общаются со светилами науки и испытывают радость победы.
– В плане саморазвития участие в таких конкурсах школьникам дает много, – словно прочитав мои мысли, поясняет педагог. – Развиваются их творческие интересы, повышается интеллектуальный уровень, они учатся анализировать и принимать самостоятельные решения, приобретают новые навыки и т.д. Кроме того, исследовательская деятельность в школе найдет свое продолжение, когда ребята станут студентами вузов. У них будут некоторые преимущества перед другими, потому что они уже владеют определенными навыками. А это еще больше поможет человеку самоутвердиться. Вот почему в своей работе я делаю ставку на организацию исследовательской деятельности. Хотя, не скрою, для педагога это немного напряженно – ведь на подготовку и проведение исследований требуется немало времени. Иногда устаешь, хочется просто провести урок и все.
– Но ведь просто урок – это не о физике, поскольку она является экспериментальной наукой. А значит, и на обычных занятиях Вы учите детей быть в поиске?
– Невозможно чему-то научить, если тебе самому это вовсе не интересно. Физика – это наука о природе, а природа – все, что нас окружает. Она сама по себе уже увлекательна. Мой главный принцип в работе – сделать так, чтобы информация, которую должен донести до ученика, была предельно простой и доступной его пониманию. Для этого вместе с ребятами на кружках и занятиях по исследовательской деятельности конструируем приборы, а в последствии я использую их на уроках при изучении определенной темы (прим.: демонстрирует предмет с множеством встроенных пробирок с жидкостью различной консистенции, который является наглядным материалом для определения вязкости веществ).
Александр Алексеевич уверен, что физику можно объяснять интересно, показывая практическое применение в жизни. Так учили в свое время и его преподаватели. Кстати, многие педагогические приемы бывших наставников он до сих пор применяет на своих уроках и считает, как бы ни изменилось время и люди, главное, чтобы не столько инновационные методики, а дети всегда чувствовали доброе отношение к себе.
Настоящий учитель всю жизнь живет своим делом. Учитель – это не труд, а призвание, это ощущение того, что каждый день ты приносишь пользу обществу. Александр Алексеевич постоянно стремится к тому, чтобы быть лучше. Не лучше кого-то, а лучше себя прежнего.
Светлана Орпель. Фото автора.
Отправить комментарий