Бог миловал: в Клецком районе за январь-май смертельных и тяжелых производственных несчастных случаев не зарегистрировано. Тем не менее "ложка дегтя в бочку меда" все же попала. Несчастье случилось 1 апреля в мехмастерских ОАО "Морочь" – в подвальное помещение одного из цехов упал работник хозяйства, а выбраться так и не смог. Правда, в нерабочий день и в нерабочее время. По результатам специального расследования ЧП признано непроизводственным.
И все же, как могло так статься, что никто, в том числе и ночной сторож, не обнаружил попавшего с вечера в "ловушку" человека до утра следующего рабочего дня? Почему тот вообще оказался на территории мастерских в пьяном виде – концентрация этилового спирта в крови составила 3,3 промилле, что соответствует тяжелому алкогольному отравлению?
Напрашивается вывод: в хозяйстве не все так гладко в организации вопросов охраны труда, состояния трудовой и производственной дисциплины как хотелось бы. Чтобы разобраться в ситуации, на место трагедии выехали члены районной комиссии по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
Обращаясь к присутствующим на заседании водителям, механизаторам, слесарям и другим техническим работникам сельхозпредприятия, Геннадий Николаевич Буйвило, зампред райисполкома, подчеркнул:
– Да, несчастный случай, произошедший с вашим коллегой, признан непроизводственным. Но это не умоляет степени самой беды: человека – труженика, мужа, отца и деда – дома так и не дождались с работы. Неужели никто из вас не приметил, что он пьян? Почему не нашлось доброго товарища, который бы сказал: "Ты выпил, тебе тут не место. Иди домой". А где были общественные инспекторы труда? Произошедшее свидетельствует о низком контроле за состоянием дел на подведомственной территории специалистами инженерной службы.
Ведь если бы ЧП со смертельным исходом был придан статус "производственный", то ответственным лицам пришлось бы нести суровое наказание – от увольнения вплоть до открытия уголовного дела. И это тоже беда, тоже – исковерканная судьба.
Начальник Столбцовского межрайонного отдела Минского областного управления Департамента государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Владимир Владимирович Савицкий в ходе обсуждения проблемы привел такие данные: за пять месяцев нынешнего года в столичном регионе на производстве погибло 10 человек, один из которых находился в состоянии алкогольного опьянения.
Тяжелые производственные травмы получили 59 тружеников, пятеро из них во время травмирования также были нетрезвыми. Очевидно, проблема с обеспечением безопасного труда не теряет актуальности. Хотя, казалось бы, и в ОАО "Морочь" в плане сохранения жизни и здоровья работников делается немало. В пользу этого аргумента Игорь Васильевич Гордей, главный зоотехник, привел конкретные факты:
– В текущем году в нашем хозяйстве проведена аттестация рабочих мест. По ее итогам труженикам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, предоставляется право на получение льготной пенсии, дополнительный отпуск, зарплата выплачивается в повышенном размере, бесплатно обеспечиваем молоком или другими равноценными продуктами. Имеют право на соответствующие компенсации и работники иных категорий согласно перечню профессий, оговоренных в коллективном договоре. Организуются медосмотры, вакцинация от гриппа членов коллектива.
Постоянно проводятся предрейсовый и по окончании трудового дня контроль нахождения работников в состоянии алкогольного опьянения. Администрация обеспечивает режим труда и отдыха, установленный законодательством, а также лечебно-профилактическое обслуживание, функционирование санитарно-бытовых помещений, предоставляет средства индивидуальной защиты, выдает спецодежду. Все транспортные средства укомплектованы автомобильными аптечками, структурные подразделения – аптечками первой помощи. Своевременно организуются обучение, ин-структаж и проверка знаний рабочих, руководителей производственных структур и специалистов.
Имеются в полном объеме первичные средства пожаротушения. Если случается беда (работник получает увечья или профессиональное заболевание), не уходим от ответственности – возмещаем причиненный ущерб. Все наши труженики застрахованы от несчастных случаев, тем не менее сами они часто надеются на пресловутое "авось", но ведь перед каждым "соломку не подстелешь". Самим нужно думать, учиться контролировать не только собственное поведение, но и своих коллег в любой опасной ситуации и не забывать, что спасение утопающих, в первую очередь, дело рук самих утопающих.
Задался Геннадий Николаевич вопросом, часто ли сами механизаторы и наладчики обращаются к инженерам с требованиями: закрыть ременную передачу защитным кожухом, отремонтировать грозящее бедой "искрящее" электрооборудование, оградить смотровую яму? В зале повисла тишина. Активны ли в этом плане хотя бы профсоюзные общественные инспекторы? Увы, вопрос снова остался без утвердительного ответа. А ведь если бы не общее равнодушие и самоуспокоение, место трагедии, рядом с которым все проходили по несколько раз на дню, можно было оградить, и тогда "гром бы не грянул". И еще. Ну, скажите, почему срабатывающий так называемый мужской принцип солидарности не идет на пользу.
Скорее потому, что выбранные приоритеты ошибочны. И ведь никто не требует безосновательно "доносить" руководству о чьем-то неподобающем поведении, а вот побеспокоиться о безопасности, сработать на упреждение беды необходимо каждому. Во имя спасения жизни и здоровья другого человека. Кстати, наниматель обязан привлекать сотрудников к дисциплинарной ответственности, вплоть до увольнения, за появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также за распитие спиртных напитков в рабочее время или по месту работы.
Даже если труженик находится в отпуске, на больничном, выходном и т.д. Суровый закон? Возможно, но он направлен на главное – спасение бесценного дара мироздания: человеческой жизни.
Ольга Русинович.
Отправить комментарий