Доктор от Бога, медик по призванию, Врач с большой буквы – так отзываются о Николае Николаевиче Колеснике те, кому Судьба подарила радость встречи с этим добрейшим человеком. Его путь в профессию нельзя назвать легким, но, видимо, от этого и крепче осознание его личной роли в медицине.
Еще, будучи семнадцатилетним парнем, он сделал непростой выбор – медицинская профессия во все времена считалась одной из самых сложных на Земле. Увы, в тот год фортуна не захотела улыбнуться ему. Он заканчивал школу, когда путевку во взрослую жизнь получали участники очередной школьной реформы – десяти- и одиннадцатиклассники одновременно.
В результате, хоть вступительные испытания были выдержаны на хорошие отметки, нужного количества баллов все равно не набрал. Впереди была служба в армии. Воинский долг довелось выполнять с оружием в руках в прямом смысле этого слова. На календаре значился 1968 год – время политических конфликтов. Ему пришлось участвовать в подавлении «Пражской весны» и операции «Дунай» (прим.: ввод войск СССР на территорию Чехословакии).
В домашнем архиве Н.Колесника бережно хранятся медаль «За воинскую доблесть» и Благодарность министра обороны СССР А.А.Гречко, как свидетельство безупречного несения воинской службы и исполнения интернационального долга. О том периоде своей жизни Николай Николаевич рассказывает немногословно – не любит ворошить в памяти события давно минувших лет: оно и понятно, кому приятно вспоминать о войне, о которой до сих пор ходят противоречивые мнения.
Но в одном он уверен точно: все, что с ним произошло, закалило его мужской характер, сделало твердым и решительным, при этом, не лишив чувств сострадания и сопереживания, без которых, по словам доктора Колесника, не может состояться тот, кто стремится завоевать доверие своих пациентов, кто претендует называться Врачом с большой буквы.
Вернувшись из армии, Николай Николаевич вновь решил испытать Судьбу на удачу. И на сей раз фортуна оказалась в его руках. Гродненский медицинский институт стал отправной точкой в его трудовой биографии. Вспоминая годы юности, мой собеседник говорит, что ему легко давались медицинские дисциплины.
– Теперь даже не могу представить, что, прежде чем предпринять вторую попытку, я подумывал о том, чтобы изменить своей мечте, – признается он в беседе. – Но сегодня, когда за плечами более 40 лет врачебной практики, с уверенностью скажу, что медицина – это мое призвание.
По правде говоря, ему легко давалась не только учеба в вузе. На распределении он без труда заполучил одну из самых престижных по тем временам специальностей – дерматовенеролога. Был направлен для прохождения интернатуры в Минск, а с 1 августа 1977 его жизненная история тесно переплелась с историей города Клецка (прим.: родом Н.Н.Колесник из Кореличского района). Здесь он приобрел не только богатый профессиональный опыт, но и получил мудрые уроки от жизни. Здесь встретил вторую половинку. С будущей супругой, Александрой, молодой врач, заведующий отделением, познакомился во время своего самого первого дежурства по больнице.
– Помню этот день как вчера, – с нежной улыбкой на лице рассказывает Николай Николаевич. – Это было 6 августа 1977 года. Старый корпус, где сейчас находится отделение медицинской реабилитации. Сижу я, значит, в небольшой комнатушке для дежурного врача. Раздается стук в дверь. «Войдите!» – говорю и слышу в ответ: «Я привела к Вам больного». Поднимаю глаза и вижу перед собой прекрасную блондинку с изящной фигурой. Внутри сразу что-то ёкнуло и проскользнула мысль: «Вот она, моя судьба». В августе познакомились, в январе справили свадьбу.
Николай Николаевич многое из своей жизни помнит в мельчайших подробностях. Один за другим пересказывает случаи из медицинской практики, которые навсегда врезались в его сознание. С огромным сожалением говорит о тех историях, которые закончились трагически.
– Хоть минуло не одно десятилетие, но отчетливо помню день, когда в приемное отделение поступил маленький мальчик с менингитом. К сожалению, его нельзя уже было спасти, – замолчав на несколько секунд и переведя дыхание, доктор с волнением в голосе продолжает разговор о том, что до сих пор бередит душу. – Это было тяжело перенести, видя страдания матери малыша. Не забудется и шестнадцатилетняя девушка с острой почечной недостаточностью. Ей бы жить да жить, но... Наша профессия тесно сопряжена с людской бедой, и, увы, врачи не всегда всесильны. Не берусь отвечать за всех, но лично я, даже спустя годы, не «привык» к смерти и горю. Я чувствую чужую боль и переживаю, как свою.
Именно за это, за понимание и стремление помочь людям доктора Колесника любит и уважает народ. К нему обращались за помощью даже тогда, когда он не вел прием в поликлинике, а работал в приемном отделении ЦРБ, ему нередко звонят по телефону совсем незнакомые люди, чтобы получить консультацию, иногда приезжают домой. Он может безошибочно поставить диагноз даже заочно, не видя пациента, а лишь зная симптоматику. Ему, как отменному диагносту, бывало, завидовали даже светила медицины, доценты и профессора.
Николай Николаевич более 10 лет проработал в Клецкой ЦРБ, уже имея законное право на заслуженный отдых. Сегодня, когда собственное здоровье потребовало более пристального внимания к себе, он решил перевернуть последнюю страничку своей трудовой биографии и поставить в ней точку. Но сможет ли человек, посвятивший всю жизнь медицине, так легко распрощаться с любимой профессией? На этот вопрос он пока еще не готов дать ответ, лишь пожимает плечами и украдкой отводит в сторону взгляд. Ответ знают его пациенты: они все равно будут обращаться к нему в поисках исцеления от болезней и звонить, а он НИКОГДА не нажмет на кнопку «вызов отклонить» – он ведь врач по призванию, доктор от Бога.
Светлана Орпель.
Фото Инны Федарчук.
1 комментарий