Великая Отечественная война… Тяжелейшим испытанием явилась она для белорусского народа! Именно поэтому, даже спустя многие десятилетия, память людская по-прежнему бережно хранит все то, что связано с суровыми днями военных лихолетий. Мы вспоминаем тех, кто отдал жизнь за свободу и независимость своей Родины, и возлагаем цветы к подножию памятников, отдавая дань уважения и свидетельствуя о том, что мы помним…
Мы чтим и помним тех, кто похоронен после боя, кто умер в медсанбате или в тыловом госпитале, тех, чья смерть засвидетельствована в списке безвозвратных потерь. Но среди множества имен до сегодняшнего дня есть неизвестные. Это воины, что гибли в приграничье, при отступлении и в окружении… Их могилы и сегодня случайно отыскиваются в лесах.
В мае этого года одно из таких захоронений найдено и в нашем районе.
– Это было в 1943 году. Немцы остановились в Заельне. Они нагрянули в нашу деревню за картошкой, а в это время на ночлеге в домах сельчан находились партизаны, то ли «тихомировцы», то ли «жуковцы», сейчас уже и не припомню, – рассказывает житель Чаши Александр Иосифович Кононович.
– Среди них был один очень хороший парень, – вступает в разговор жена моего собеседника Нина Лаврентьевна Кононович. – Алеша. Невысокого роста, но безумно привлекательный. Как сейчас его помню: приятно пах одеколоном и одевался в добротную одежду: цивильные штаны и длинное пальто – немногие могли тогда такими убранствами похвастаться. Местные его знали как очень общительного, веселого человека…
– Но мы его видели в последний раз именно в тот день, когда в деревне партизаны сцепились с немцами. Односельчане наблюдали, как раненый парень скрылся в лесу. И все.., – перебивает сентиментальные мысли своей жены и продолжает беседу по-мужски конкретно и немногословно Александр Иосифович. – Когда после войны наткнулись в лесу на могильный холмик, решили, что здесь похоронен именно он, Алёша.
Такую же историю Александр Иосифович и Нина Лаврентьевна рассказали своей внучке, Прищепа Алене, ученице Орешницкого УПК, когда та поведала, что однажды во время посадки леса педагоги и ученики школы обнаружили неизвестное захоронение. Девочка настолько впечатлилась услышанным, что никому в буквальном смысле не давала покоя. Долгое время они просто ухаживали за могилой и собирали информацию. Затем сведения передали в райвоенкомат. И уже в мае этого года, благодаря солдатам и командному составу 2-го специализированного поискового взвода 1-й специализированной поисковой роты 52-го специализированного поискового батальона с археологической тщательностью была расчищена могила и прощупан каждый комок земли – подняты останки одного погибшего.
Кто в этом захоронении, узнать так и не удалось – никаких документов, подтверждающих личность, найдено не было. Лишь пуговицы и малюсенький флакон от одеколона, какой был у Алёши (фото вверху слева).
… Мы все знаем, что цена, заплаченная белорусским народом за период трехлетней фашистской оккупации, очень высока: это людские потери. И поэтому обязанность каждого из нас – отдать должное всем, кто совершил свой ратный подвиг в годы суровых испытаний, отстаивая независимость родной земли. Пусть пройдут не только десятки, но и сотни, тысячи лет со дня освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков, однако чувства благодарности, глубокого уважения к тем, кто боролся с врагом, не должны померкнуть с годами.
Светлана Орпель.
Фото Евгении Семенчук и из архива райвоенкомата.
P.S.: во время ремонтных работ теплотрассы на территории РКУП «Клецкое ЖКХ» обнаружены останки десятков человек и, по всей видимости, это не только погибшие в годы Великой Отечественной войны… Как объяснить то, что наши деды остались безымянными, почему над их прахом нет даже скромного могильного камня? Ответ на эти вопросы мы обязательно попытаемся найти и опубликовать на страницах нашего издания.
Отправить комментарий