В Клецком районе решили воссоздать по воспоминаниям земляков традицию обхода дворов на Пасху. Участники, среди которых будут только мужчины, в первый день Светлого Христова Воскресения споют старинные волочебные песни, заходя в дома клетчан. Их услышат жители деревни Рубеж, куда накануне была организована этнологическая экспедиция, чтобы изучить тексты песен и особенности местного пасхального обряда.
Инициаторами проекта стали работники Клецкого районного центра культуры Ольга Пилецкая и Татьяна Горшкова. Они же этой зимой провели детальную реконструкцию обрядового праздника «Щедрец».
В этот раз девушки планируют не костюмированное действо, а аутентичный ритуал с привлечением парней и мужчин, в которых пожилое население деревни Рубеж узнает себя в 20-30-летнем возрасте.
Для трех десятков жителей вымирающего Рубежа эта инициатива станет настоящим праздником.
Когда-то в населенном пункте кипела жизнь. 88-летний Виктор Александрович Коршун, кукольник с большим стажем, вспоминает, что в деревне насчитывалось пять десятков домов. Именно он стал для Ольги Пилецкой и Татьяны Горшковой основным источником информации о пасхальном обходе дворов.
– С кукольниками на Пасху я начал ходить с молодых лет, – говорит мужчина. – Каждый год до армии участвовал. Примерно за неделю до Великодня решали, кто пойдет. Соглашалось обычно около десятка человек – одни мужчины разных возрастов. Сейчас уже ходят и женщины, но этот обряд считается мужским. Мы собирались у кого-нибудь в хате, вспоминали песни, чтобы никто не сбивался.
Тексты передавали от старшего поколения к старшему. Хорошо помню некоторые из них. Многие уже забыл. Были отдельные песни с обращением к хозяину и хозяйке дома. В процессе подготовки к обходу выбирали самого смелого и бойкого парня, который говорил приветственные слова к хозяевам двора. Чаще всего, эту роль брал на себя я.
Виктор Александрович рассказал, что кукольники носили с собой "кошык", куда складывали угощения, которыми одаривали их односельчане:
– В основном за пасхальные песни и пожелания благополучия семье, нас принявшей, угощали крашеными яйцами, салом, "гарэлкай", иногда давали немного денег. Завершив обход, собирались в одной хате, делили собранное и устраивали застолье с танцами.
Для участия в обряде, по словам старожила деревни Рубеж, надевали праздничную одежду, самую лучшую, что нашлась.
– Если на тебе была шапка, то во время исполнения песен головной убор надо было снять. Старшие мужчины начинали обход ближе к вечеру. Те, кто помладше, собирались в первой половине дня. Звали с собой музыканта, если в селе такой жил. Не пропускали ни одного двора. Иногда расходились только под утро. Считалось: не зайти к кому-то, равноценно, что обидеть человека.
Стучались в окно и громко говорили «Христос Воскрес». Если у кого-то на тот момент был траур по умершему родственнику, то хозяин сообщал об этом и мы не пели песни, нам просто давали в качестве угощения некрашеные яйца. Затем шли дальше. Даже посещали соседние деревни.
Инициативу Ольги Пилецкой и Татьяны Горшковой воссоздать обряд обхода дворов на Пасху и провести его в Рубеже, Виктор Александрович воспринял положительно:
– Заходите и ко мне. Припасу для вас угощения. Раньше людей в нашем селе жило много, весело было. А сейчас только старики остались, кто уже ничего не слышит, кто – не видит, по-разному. Многие дома пустуют – хозяева умерли.
В этнологической экспедиции Ольга Пилецкая и Татьяна Горшкова встретились с жителями Рубежа – Владимиром Демьяновичем и Софьей Антоновной Курило. Супруги поименно вспоминают односельчан, которые в годы их молодости участвовали в пасхальном обряде.
Делятся подробностями, о которых ранее говорил Виктор Александрович Коршун. Владимир Демьянович Курило и сам не раз оказывался среди кукольников, самостоятельно научился играть на барабане:
– Мне было семь лет, когда меня впервые позвали ходить по дворам и петь пасхальные песни. И мой отец молодым ходил. Нравилось. Это считалось важной традицией. Всем хотелось, чтобы у них побывали кукольники. Угощали тем, что у кого было на столе. В нашем «кошыку» в концу обхода собиралось много крашеных яиц – зеленых, синих, красных, и, бывало, лежало несколько белых, от тех хозяев, у кого траур.
– Хоть бы не «памерці», дождаться «хлопцаў», которые решили вспомнить традиции, которые мы многие годы чтим. Нам будет за радость, если зайдете к нам, – поддерживает Софья Антоновна Курило идею воссоздать пасхальный обряд их деревни.
Об одном из главных ритуальных символов Пасхи – пасхальном яйце, рассказала Анна Иосифовна Лобко из агрогородка Кухчицы:
– Жизнь раньше была такая, что «цыбулі» «жадны» были. Помню, как в послевоенные годы красили яйца дерезой и корой дуба. Дубом можно было красить на разные цвета. Если меньше коры добавить, то яйца получались темно-бордовыми, если совсем немного – розовыми, а когда побольше использовать – черными. Дереза окрашивала яйца в светло-зеленый цвет. Нужно много было ее натаскать.
Шли за ней в лес. Бросали дерезу в кипящую воду, затем опускали туда яйца. Там они и окрашивались в течение 5-10 минут, чтобы не полопались. Не было больше, чем окрашивать. Позже, в 60-ые годы, уже появилось много всяких красок. Пасхальных яиц готовили много. Раньше семьи были большими, а, кроме того, в дом на Пасху могло зайти несколько групп кукольников.
Анна Иосифовна каждый раз накануне Светлого Христова Воскресения внимательно следит за украшением придорожного креста:
– С начала Великого поста снимаем все украшения и крепим возле распятия черный фартушок, в знак траура, а накануне Великодня, в Чистый четверг, меняем его на белый, а крест украшаем цветами, лентами и рушниками.
Подготовка к реализации пасхального проекта Ольги Пилецкой и Татьяны Горшковой уже началась. Ольга занимается реконструкцией «кошыка» для угощений, вместе с Татьяной продумывает сценарий ритуала, уточняются тексты песен.
Через несколько недель начнутся репетиции и тихие улицы деревни Рубеж 2 мая, спустя много лет, «оживят» голоса кукольников.
Юрий Мыслицкий.
Фото автора.
Отправить комментарий