Казалось бы, только вчера в учреждениях образования закончился очередной учебный год, и ученики и их педагоги вздохнули с облегчением – впереди долгожданный отдых. Однако лето уже в зените, и до того момента, когда школы вновь позовут своих воспитанников сесть за парты, осталось ждать не так уж долго. Но время проанализировать результаты и спроектировать работу на перспективу с учетом прежних ошибок и промахов пока есть. Есть и определенные планы. Новые строки с очередными тактическими задачами красным стержнем уже вписаны в еженедельник главного педагога района. В преддверии 2011-2012 учебного года я завела разговор с Анатолием Николаевичем Климовичем о том, что его волнует больше всего как учителя и начальника отдела образования района.– Учитывая то, что организация учебно-воспитательного процесса – это все-таки приоритетное направление в деятельности системы образования, и то, что сегодня оно в целом рассматривается как один из важнейших факторов стабильности экономики государства, движущей силой его развития, хочется, перво-наперво, обратить внимание коллег на задачу, которую в настоящий момент как первостепенную выделяет министр образования Сергей Маскевич, – повышение качества знаний. Тем более, что в данном вопросе у нас, не скрою, имеются кое-какие недоработки. В частности, снижены позиции на предметных областных и республиканских олимпиадах. Если в прошлом году Клецкий район в рейтинге по результатам олимпиад занимал третье место, уступая лишь Дзержинскому району и Минскому областному лицею, то по итогам 2010-2011 гг. мы оказались на девятом. Конечно, среди 23-х районов – это не совсем плохой результат, однако… Не то, на что мы способны. Огорчают также слабые показатели и в спортивных соревнованиях областного и республиканского уровней.
– В чем, по-вашему, причина? Дети стали «слабее»?
– Нет. Не может быть такого, чтобы несколько лет подряд в школе, к примеру, такой, как №1 г.Клецка, не было талантливых учеников. Анализируя сложившуюся ситуацию, я еще и еще раз убеждаюсь в том, что это упущение педагогов. Одаренная личность самостоятельно найдет дорогу в жизни и способ проявить себя, а вот рассмотреть в ребенке задатки и развить их – это уже талант учителя.
– Что Вы этим хотите сказать?..
– Ничего, кроме того, что учитель – профессия особая. Если огрехи плотника, строителя, портного видны сразу и их можно исправить, то «в руках» педагога судьба человека, «устроить» ее получше – в его власти. Важно лишь осознавать свою роль в обществе. Учитель постоянно должен доказывать, что он – лучший. Ведь как говорят, если ты проиграл себе – значит, ты проиграл всем. Вместе с тем, на результативность труда значительное влияние оказывает текучесть кадров. Да, ежегодно районный отдел образования принимает около 50 молодых специалистов, в большинстве своем это уроженцы Брестской области. Но, отработав «положенные» два года, они уезжают. Не «доходят» до места назначения и выпускники самой главной кузницы педагогических кадров – БГПУ им. М.Танка. В этом году только 8 специалистов из данного вуза приедет в район, 23 – из БарГУ. В общем, на Клетчине ощущается острый дефицит своих специалистов, бывших выпускников школ района. Кроме того, мы «теряем» высококвалифицированные кадры еще и по той причине, что уже уходят на заслуженный отдых известные, титулованные учителя с большим стажем и богатым багажом знаний. Сегодня на 90% закрываются потребности в специалистах, но в значительной степени это удается, благодаря пенсионерам. Я признателен им за понимание и верное служение своей профессии.
– Наверняка, у Вас уже разработана стратегия, которая позволит вернуть району утраченные позиции по олимпиадному и спортивному движениям? Может, следует улучшить условия для реализации творческого потенциала педагога?
– Согласен. У нас в отделе разработаны и действуют мероприятия по поддержке молодых специалистов, меры стимулирования других категорий педкадров. Тем не менее, я ощущаю, что эта система недостаточно совершенна, точнее, не сполна объективна. В этом плане недорабатывает, непосредственно администрация учреждений образования. В ближайшее время постараемся исправить ситуацию. В тоже время, повторюсь, если специалист сам не захочет вкусить плоды своего труда, он никогда не познает чувства внутреннего самоудовлетворения. Для этого нужно работать, много работать над собой.
– Анатолий Николаевич, сейчас лето, но дел у отдела образования нисколько не поубавилось. Наоборот, идут каникулы, а значит, нужно позаботиться о здоровье и безопасности детей.
– Да, ведь одной из основных задач образования является воспитание подрастающего поколения, формирование здоровой, активной личности. Проделана и ведется в настоящее время огромная работа по профилактике правонарушений и преступлений среди детей и подростков. Следует заметить, что благодаря совместной работе инспекции и комиссии по делам несовершеннолетних, отдела образования, в целом уровень преступности в I полугодии среди учащихся по сравнению с 2010 годом снизился на 33 %. Зато она существенно «омолодилась»: возросло количество правонарушений, совершенных детьми, не достигшими 14 лет. Не удалось, к сожалению, пока уменьшить цифру, свидетельствующую о фактах распития школьниками спиртных напитков.
Стабильны показатели оздоровления школьников. В летний период ежегодно охватывается более 90% детей в возрасте от 6 до 16 лет (разными видами) оздоровление. По итогам 6 месяцев мы вышли на 110% по выполнению платных услуг оздоровления. За это лето в лагерях разного типа отдохнут 1658 детей. В июне, кроме «Начи», работали 2 палаточных лагеря и 4 – с дневным пребыванием. Теперь идет третья смена в лагере с круглосуточным пребыванием, в августе откроются 15 лагерей с дневным пребыванием и 5 – палаточных.
– Почему пик детского отдыха приходится именно на конец лета?
– Это связано со спецификой нашего района. Конец июля-август – основное время сбора урожая хлеба. Многие родители заняты в сельхозработах. И для того, чтобы дети не остались без надзора, снизить риск их травматизма и аморального поведения, еще несколько лет назад было принято решение основной акцент в оздоровлении сделать на вторую половину лета.
– Анатолий Николаевич, в связи с тем, что совсем скоро начнется новый учебный год, не могу не поинтересоваться тем, как учебно-воспитательные учреждения района готовятся к встрече со своими «постояльцами»?
– В соответствии с Декретом №15 Главы государства основные преобразования в средней школе завершены, но продолжается оптимизация сети учреждений образования (в нынешнем году закрывается Клецкий детский дом, а социально-педагогический приют, который располагался в его здании, откроется на базе Домоткановичского детского сада). В остальном, 1 сентября все школы, а их в районе 23, гостеприимно распахнут двери перед юными клетчанами. А накануне этого события, по традиции, в них проводятся косметические ремонты. Хочу отдать должное родителям школьников (дошкольников), самим ребятам и учителям (воспитателям), с помощью которых удается поддерживать учебные кабинеты учреждений образования в надлежащем состоянии. Вообще, учреждения системы образования давно перестали быть «нахлебниками» у государства. За 6 месяцев 2011 года за счет сдачи металлолома, участия в посадке леса, сельхозработах, добровольных пожертвований школы заработали порядка 400 млн.рублей. Эти деньги расходуются на укрепление их материально-технической базы, текущие ремонты. Срочных глобальных капитальных вложений (ремонт кровли) требуют ГОСШ №1, Краснозвездовская и Морочская школы, Нагорновский УПК. Но благодаря оказанной райисполкомом помощи, уже в этом году будет отремонтирована крыша в первой городской школе. К 1 сентября движемся запланированными темпами. Думаю, что уже 15 августа паспорта готовности на всех объектах системы образования будут подписаны.
– И последнее. Как собираетесь выполнять поручение Президента страны «ограничить доступ посторонних лиц на территорию школ»?
– Создание безопасных условий пребывания детей в школьных и дошкольных учреждениях образования – главная задача любого педколлектива и в особенности администрации. Есть определенные нормы по охране труда, где четко оговорены все действия людей, ответственных за жизнь и здоровье ребят, начиная от правил расстановки мебели и заканчивая поведением персонала и воспитанников. Кроме того, регулярно проводятся тренировочные уроки по эвакуации учащихся в условиях ЧС. Вместе с тем, в обязанности техработников, которые дежурят на вахте, вменено отслеживание появления посторонних людей в здании. Поэтому необходимости принимать дополнительные меры, т.е. вводить дополнительную единицу охранника, нет. Безопасность детей у нас всегда на контроле.
Проблемами и задачами, стоящими сегодня перед системой образования района, интересовалась Светлана Орпель. Фото Евгении Семенчук.
1 комментарий