Завтра в Клецке белорусский музыкант и этнограф Алексей Круковский совместно с клубом традиционного танца «СІТА» представят выставку «Клецкая музыка. З гісторыі вясковых капэлаў». Экспозицию, составленную из фотографий, артефактов и рассказов, записанных со слов местных жителей, можно будет посетить с 12.00 в районном центре культуры.
Организаторы покажут старинные снимки, собранные Студенческим этнографическим обществом во время экспедиций по нашему району, посвятят в их историю, представят инструменты, на которых играли деревенские коллективы в 50-60-ых годах.
Накануне, у газеты «Да новых перамог» состоялся большой разговор с Алексеем Круковским.
Почему Клецкий район, и какие имена удалось заново открыть этнографам
– Я являюсь членом "Студэнцкага этнаграфічнага таварыства". Коротко – СЭТ. Нашей организации уже около двух десятков лет. В ней сейчас состоят взрослые люди, но «Студенческое» в названии осталось. В 2014 году СЭТ организовало масштабную экспедицию в соседний с Клецким – Ганцевичский район.
Там плотность населения небольшая, деревень очень мало. Поэтому за три недели нам удалось объездить практически все населенные пункты. Находясь в северной части этого края, решили пересечь его границу и исследовать Клетчину.
Первая деревня, в которую мы у вас попали, была Орешница – бывшие Навозы. Тема экспедиции была универсальной – нас интересовало все.
Лично мне, в первую очередь, хотелось узнать больше о здешней деревенской музыке. Сам уже 12 лет развиваю народные танцы. Провожу с клубом «СІТА» «вечарыны».
Почти сразу встретили одного очень открытого человека, которого звали Владимир Дмитриевич Бондар. К сожалению, он ушел из жизни в прошлом году. Послушав историю мужчины, узнали, что у него когда-то была своя группа – что-то среднее между традиционной деревенской «капэлай» (ансамблем, – прим. ДНП) и более современным ВИА.
В составе были люди, игравшие на скрипке, барабане, баяне и гитаре. Собеседник рассказал, что в послевоенный период были очень популярны эти самые «капэлы». Хотя сам он это старинное слова не использовал. В его время музыкальные группы уже называлось ансамблями.
Коллектив Владимира Дмитриевича имел название «Розы», в честь тогдашнего одноименного шлягера.
Мои поездки по Клецкому району, в основном по северо-западной его части, позже продолжились. Делал я это с несколькими своими коллегами самостоятельно. Собирали информацию у местных жителей. Узнавали, как люди собирались в деревенские ансамбли, как умудрялись совмещать игру на свадьбах с работой в колхозе.
Год копил эти сведения в виде фотографий, устных историй от самих участников «капэл» или их родственников. Никто из пожилых людей, которые мне встретились, уже не мог качественно наиграть мелодии своей молодости.
Старые музыканты очень расстраиваются из-за того, что их руки от возраста дрожат, и не выходит исполнить то, что они когда-то много раз исполняли. У некоторых просто был испорчен инструмент.
Но, так или иначе, мы собрали три истории деревенских «капэл» из Клецкого района, ставшие основой выставки, которую завтра мы представим в вашем райцентре. В 2016 году мы уже показывали ее в Минске в офисе Студенческого этнографического общества.
Содержание экспозиции такое: старались копии старых фото и других артефактов перемежать с реальными историями о том, как путешествовали старые музыканты, какие они маршруты выбирали.
Выяснилось, что в одни деревни они любили ездить, а в другие заглядывать побаивались. Например, практически все наши собеседники вспоминали, что Бабаевичи в 50-60-ые годы были очень опасной деревней. Чужаки выступать там на свадьбах не решались. Собрали эти и другие подробности, которые сейчас уже никто не расскажет.
Три эти местные деревенские «капэлы» интересны и сами по себе. Надеемся также, что увидим завтра на выставке в РЦК Ивана Адамовича Галузу из Рубежа. Он когда-то играл самостоятельно на аккордеоне и входил в составы разных коллективов.
О деревенской группе «Розы» я уже рассказывал. Была еще «капэла» под название «Пылы». Имя свое «гурт» получил по фамилии своего основателя – Пыл. Наверное, он самый известный по составу участников. В него входил такой известный клецкий деревенский музыкант, как Иван Крижевич. В родной деревне Грицевичи его до сих пор вспоминают. В 90-е годы он стал одним из героев документального фильма «Грай, скрыпка, грай».
В деревне Доморацкие тоже была своя «капэла». Называлась она «Дамарацкая музыка». Любопытно, что половина жителей населенного пункта имеет фамилии, одноименные деревне. «Дамарацкую музыку» создали после войны двоюродные братья и сестры. В составе была женщина – Лидия Доморацкая, она играла на скрипке. Ее драматичной судьбе на выставке посвящен целый материал.
Женщина в традиционной музыке – удивительный случай. Уникальность этого явления в том, что не только у нас, но и у наших соседей, это большая редкость. Представительницы слабого пола в то время практически не допускались к тому образу жизни, который вели музыканты, он совершенно не соответствовал деревенским представлениям о том, чем должна была заниматься женщина. После смерти Лидии «капэла» «Дамарацкая музыка» почти сразу распалась. Она хоть и не была руководителем коллектива, но являлась его ядром.
Какие экспонаты можно увидеть на выставке «Клецкая музыка. З гісторыі вясковых капэлаў»
Один из материальных артефактов, найденных нами в экспедиции по Клецкому район, – барабан из деревни Рубеж. Его изготовил из подручных материалов местный скрипач по имени Платон. Чем интересен этот инструмент? На нем автор попытался сделать гравировку. Там указан год создания этой вещи – 1954 год, и сделано украшение в виде какого-то орнамента.
Этот барабан позже перешел к родственнику Платона – Евгению Макаревичу. Этот артефакт мы у него выкупили. Давая концерты в Минске на разных площадках, используем этот инструмент. Привезем его и в Клецк.
Кроме того, завтра будет еще один экспонат – деревянный футляр от скрипки. Дело в том, что деревенским скрипачам инструменты доставались разными путями – кто-то после войны привозил их в качестве трофея, другие где-то еще добывали, но, как правило, они были без футляров. Поэтому местные мастера делали их сами. Аксессуар получался тяжелым, грубо смастеренным. Такой нам удалось найти в деревне Мервины. Футляр принадлежал местному музыканту.
Третьим экспонатом нашей выставки будет кларнет. Вполне себе обычный советский инструмент фабричного производства. Но это кларнет, который Владимир Дмитриевич Бондар из Орешницы специально купил, договорившись с колхозным начальством, что они выделили под это средства. Позже мужчина пользовался этим кларнетом, чтобы играть в своем деревенском коллективе. Сейчас он принадлежит Студенческому этнологическому обществу.
Основная цель предстоящей выставки, чтобы собранные нами копии фотографий и других экспонатов в форме своеобразного «привета» из прошлого вернулись на клецкую землю.
Вторая задача – мягко мотивировать клецких работников культуры на то, чтобы они стали более интенсивно собирать информацию о традиционной деревенской культуре, в том числе – инструментальной. Уходят последние ее носители, последние герои этой деревенской культуры, которые могут что-то рассказать.
Вместе с ними мы теряем бесценные артефакты. Испорченные инструменты выбрасываются, а сохранившиеся – продают и их вывозят за пределы местностей, где на них играли. Мне кажется, еще не совсем поздно попытаться активизироваться и начать сохранять историю наших деревень.
То, что увидят завтра посетители выставки «Клецкая музыка. З гісторыі вясковых капэлаў» – маленькие фрагментики того наследия, которое есть в вашем районе. Будем считать свою миссию выполненной, если эффектом от наших экспедиций станет желание кого-то из местных предпринять свои этнологические поездки по родному краю.
В местностях ближе к Клецку, например, были невероятно популярны духовые составы. Целыми семьями играли на духовых инструментах. Это совсем неизученный сегмент традиционной культуры. Или взять ту же Морочь, совершенно отдельный субрегион.
Беседовал Юрий Мыслицкий.
1 комментарий