Скоро первое сентября! Это для «постояльцев» учреждения образования первый день осени – сигнал о том, что закончились летние каникулы и пора «браться за ум». Тот, кто впервые готовится переступить школьный порог, – пока в неведении: что такое школа и каких «сюрпризов» от нее ждать. Это хорошо, что теперь для 5-леток организуются подготовительные уроки, которые проходят в школе. Тем самым, ребята понемногу приобщаются к новой жизни, имеют представление, кто такой учитель и какова его роль в жизни ученика. Но даже и это обстоятельство не способно помочь обойти все острые углы, с которыми сталкиваются первоклашки. В моей памяти свеж недавний эпизод из жизни: в магазине родители выбирали костюм шестилетнему мальчишке. Тот, по всему было видно, радовался обновке и знал, для чего она предназначается. Но стоило мне поинтересоваться у будущего школьника его настроением, как он мгновенно спрятался за маму, словно улитка в свой домик. Однако скромник, хоть и явно стесняясь, но отвечал на мои вопросы. В общем из короткого общения стало понятно, что он жаждет знакомства со школой, ему интересно, что его ждет, но… Он боится трудностей, боится, что не справится с заданиями и над ним будут смеяться. Конечно, ведь мамы и папы, настраивая сына или дочь к школе, говорят, что это очень ответственно, что там дети взрослеют, а вот старший брат или сестра, в противовес родительскому мнению, внушают, что в школе очень тяжело, бабушки и дедушки вообще как только заводят разговор о школе, говорят, что мечтают вернуться в те беззаботные детские годы. Где уж тут не струсишь! Кого слушать?
Специалисты утверждают, что школа – это большой стресс для ребенка, огромное психологическое давление. Однако, как известно, стрессовые ситуации разрешаются вполне благополучно и быстро при условии, если все, что тебя окружает, способствует этому. Сегодня наше издание возьмет на себя ответственную роль и попытается дать советы родителям, чьи дети станут нынче первоклассниками. Помочь в этом нелегком деле согласилась психолог ГУ «Клецкий районный общеобразовательный лицей» Светлана Ровба:
– Первый класс школы – действительно, один из наиболее тяжелых периодов в жизни детей. Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Ему нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того, чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
– Поэтому, наверное, и необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, чтобы ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
– Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Первоклассник переживает эмоциональный дискомфорт прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр. Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью. Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Некоторые первоклассники становятся шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, другие – становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании плачут. У части детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура.
– Сколько времени занимает привыкание, и как помочь ребенку адаптироваться к школе?
– Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, был ли он психологически готов к школьному обучению, так же сказывается состояние здоровья ребенка и уровень его физиологического развития. Первые 2-3 месяца после начала обучения самые сложные. В этот период важно помочь ребенку вжиться в роль школьника. Для этого нужно беседовать с ребенком о том, зачем нужно учиться, что такое школа, какие в ней существуют правила. Для первоклассника важно почувствовать себя принятым в школьную семью. Для успешного обучения, ребенок должен быть уверен в себе, в своих силах, возможностях и способностях. Кроме того, следует правильно построить его режим дня. Необходимо ввести понятие оценки, самооценки и различные ее критерии: правильность, аккуратность, красота, старательность, интерес и выработать вместе с ребенком способы, как все это можно достичь. Чтобы он чувствовал себя более уверенным, научите его задавать вопрос. Также важно развивать у детей способность управлять своими эмоциями. Школьник должен уметь внимательно слушать и точно выполнять задания, предлагаемые в устной форме и по зрительно воспринимаемому образцу. В этом ему могут помочь дидактические игры и игры по правилам. Многие дети только через игру могут прийти к пониманию некоторых школьных заданий. Еще задолго до школы нужно развивать в детях навыки общения, которые позволят адекватно действовать в условиях коллективной учебной деятельности. И еще: очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию, иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
– Как определить, что процесс адаптации проходит успешно?
– Существует несколько признаков. Это удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов. Об эффективности адаптации свидетельствует успеваемость, насколько легко ребенок справляется с обычной программой. Если он испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Все они разные. Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка – внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать ее вместе с педагогом, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Об успешной адаптации можно говорить тогда, когда ребенок проявляет самостоятельность при выполнении им учебных заданий, прибегает к помощи взрослого лишь после попыток самостоятельного выполнения задания. Частенько родители слишком усердно «помогают» ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их. И, наконец, самым главным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями: с одноклассниками и учителем.
Ваш ребенок первый раз пойдет в школу – это, безусловно, важное событие не только в его, но и в вашей жизни. Бесспорно, несмотря на все советы и подсказки, лучше родителей никто не поможет ребенку пережить предстоящие хлопоты и помочь приспособиться к новым условиям. Ведь вы как никто другой знаете свое дитя. Прислушайтесь к нему, постарайтесь понять его чувства и переживания. И тогда ребенок будет ходить в школу, как на праздник!
Подготовила Светлана Орпель.
Фото Евгении Семенчук.
Отправить комментарий