Выходя на сцену, они могут спеть или станцевать так, чтобы у зрителя перехватило дыхание. Речь о культработниках. Эти люди часами репетируют, выезжают на гастроли. И даже если для этого приходится недосыпать, усталости не испытывают. Секрет прост – они живут творчеством, чтобы дарить его плоды своим землякам.
Моя жизнь – в танце
- Даже коронавирус не повлиял в прошлом году на планы, – вспоминает Ольга Пронько, балетмейстер РЦК, и поясняет. – Из-за пандемии нельзя было заниматься в зале, но мы нашли выход из положения – разучивали номера по видеосвязи! Поэтому вернувшись к работе в прежнем режиме, у нас было чем удивить зрителя.
Ольга Анатольевна начинала свой трудовой путь в качестве руководителя танцевального коллектива РЦК в 2003 году. Первыми пришли к ней заниматься… подруги.
– Начинать всегда трудно, – признается собеседница, – но выручили те, с кем дружила много лет: Анна Лис, Оля Барташевич, Алёна Алексейчик, Мария Курлович. А потом уже появилась "Грация", куда набирала девочек-восьмиклассниц.
Сегодня невозможно представить концерт без танцевальных коллективов. Они не просто украшают программу, но заставляют пережить целую бурю эмоций: когда номер зажигательно-веселый – хочется танцевать, когда грустный – накатывают слезы.
– Наш успех на сцене, – отмечает Ольга Пронько, – зависит от многого: пластики и синхронности движений, костюмов, музыки и света. Сейчас пришло время, когда зрителю нужно яркое шоу, поэтому стараемся творить!
С позиции постоянного зрителя могу констатировать: нарядов у наших танцоров так много, что они могут каждый номер их менять. Это усиливает эффект, и делает концерты незабываемыми.
По-женски завидую физическим данным Ольги: стройная, подтянутая. А еще подкупает искренняя улыбка, с которой она не только всегда появляется на сцене, но и в жизни такая же позитивная. Признание героини повествования в том, что танцевала с детства и уже тогда хотела этому посвятить свою жизнь – не удивляет, а восхищает. Впрочем, как и упорство, и колоссальный труд, ей присущие.
– Учиться в колледже искусств было очень трудно, но весело, – рассказывает О.Пронько, и глаза ее горят от этих воспоминаний. – На вступительном экзамене выдала "Крыжачок", хотя вообще классика давалась тяжело. Мы, занимаясь в доме культуры, даже толком не знали, что такое "станок". Приходилось наверстывать, и занятия с восьми утра до семи вечера в первый год обучения были ужасно тяжелыми…
Сегодня Ольга Анатольевна – опытный педагог, у которого обучаются танцу более 40 человек. В 2017 году впервые на районную сцену вышли участники детского коллектива "Карамельки", а потом был создан "Карамельки new" для малышей. Танцуют и сами работники центра культуры, причем очень даже хорошо.
– Идея поставить танец с мужской половиной РЦК возникла спонтанно, – улыбается собеседница. – Когда на "ура!" зашли "антидепрессанты", все поняли, что наши вокалисты должны танцевать!
Творческие люди отличаются тем, что идеи к ним всегда приходят неожиданно. Этому может способствовать настроение, погода, услышанная мимоходом фраза или мелодия. Иногда до ее воплощения в жизнь, признается О.Пронько, проходит достаточно много времени. А бывает иначе – за одну ночь созревает прекрасный замысел:
– Очень важно иметь единомышленников. Здесь мы на одной волне с Галиной Леонидовной Крук. Вечером по телефону, когда уже домашние отдыхают, проговариваем задумку, а на следующий день всем коллективом обсуждаем детали.
Благодаря неординарности и вдохновению молодой женщины каждый раз динамично и красиво меняются действия на сцене. Весь секрет в том, что вместе со своими учениками дарит нам хорошее настроение очаровательная Ольга Пронько, для которой вся ее жизнь – это танец!
Яновичская "Весялуха"
Народный ансамбль народной песни «Весялуха» Яновичского сельского клуба известен далеко за границами столичного региона и страны. Гастролировал он по ближнему зарубежью с завидной периодичностью, привозя новые идеи и песни. Коллектив так объединил талантливых и голосистых сельчанок, что они уже не мыслят себя отдельно друг от друга. Когда в минувшем году расписание репетиций пришлось изменить, – расстроились, но это лишь больше сплотило женщин.
– В клуб я пришла в 1984 году, – вспоминает Вера Степановна Белькевич. – Здесь жила моя сестра (родом мы из Полесья). Она убедила нас с мужем поселиться по-соседству и в клуб привела.
В то время, рассказывает Вера Степановна, "Весялухи" как таковой не было, женщины и мужчины просто пели большим коллективом под руководством Николая Пуляка – человека удивительно талантливого и настоящего профессионала.
– Николай Андреевич был очень требовательным как к себе, так и к нам, – признается Галина Леоновна Балавнева. – Он слышал каждого поющего, и поэтому работал со всеми индивидуально. Мы раскладывали песню на четыре голоса. Как же красиво она звучала!
Отвечая на вопрос о репертуаре и количестве спетых произведений, В.Белькевич говорит:
– Такое впечатление, что мы исполнили все белорусские народные и обрядовые песни! Были в нашем репертуаре и украинские.
Палитра гастролей коллектива обширна и разнообразна: Минск, Москва, Ленинград, Украина, Прибалтика… Интересуюсь, как к этому относились мужья, на что женщины в один голос отмечают:
– Поддерживали, приходили на концерты и сами многие пели вместе с нами!
Если сравнивать с девяностыми годами минувшего столетия, то сейчас состав "Весялухи" меньше. Но голоса все так же чисты и красивы. И уже нельзя представить этот коллектив без Веры Белькевич и Александры Пашковской, Галины Балавневой и Валентины Жданко, Ольги Фалитар и Анны Кузьмич, Ирины Струневской и Жанны Казакевич. А недавно к ним присоединилась заведующая клубом Светлана Бурдейко. В отдельных номерах солирует его руководитель – Алексей Мойсейчик.
Каждое выступление "Весялухи", будь то в своем клубе, на районной сцене или в поле для работников сельского хозяйства, – яркое и оригинальное. Облачаясь в сценические костюмы, женщины преображаются.
– Сначала были шикарные плиссированные юбки, – с восхищением произносит Галина Леоновна. – А потом в нашем "гардеробе", кроме голубых и синих, появились сиреневые костюмы, розовые, красные. Два комплекта подарил Иосиф Иосифович Плавский – мастера тогда приезжали из Минска, снимали мерки, шили. Кстати, восемь костюмов своими руками вышила Вера (В.Белькевич).
Признаются собеседницы, что хотя за последнее время многое изменилось в мире и в их жизни, но то, что дала им "Весялуха", стоит дорогого, сейчас они – одна дружная семья.
Где родилась – там пригодилась
Светлана Бурдейко заведует Яновичским сельским клубом два года. С детства бегала сюда на репетиции и концерты, а потому будущее было предрешено еще задолго до окончания школы. Правда, полной неожиданностью стала на распределении новость, что идет она в хорошо знакомое ей учреждение культуры сразу руководителем.
– Было очень страшно, – признается Светлана, – но потихоньку вникла во все дела. Административная работа не мешает творческому процессу, все получается совмещать.
В помощниках у Светланы Витальевны опытная Ольга Фалитар и молодой специалист Максим Радченко, кстати – тоже из местных.
– Максим был у нас ведущим на многих мероприятиях, да и практику во время учебы в Минском колледже искусств проходил здесь же. По сути мы давно – команда!
С лета Светлана вынашивает планы на грандиозное новогоднее шоу. Волнуется девушка только об одном: как бы не вмешалась пандемия в планы и здоровье людей, а уж удивить они обязательно сумеют!
Белорус с грузинским акцентом
Это первое, что возникает в мыслях, когда видишь на сцене Сергея Дучинского в огромном кепи-аэродроме и с характерным для этой национальности говором. А вообще, у Сергея Ивановича много перевоплощений. С теплом и ностальгией в голосе говорит он о начале своей карьеры на культурной ниве:
– Через два месяца после музыкального училища меня призвали в армию. Отслужив, трудоустроился в Яновичский клуб. Занимался с детьми в оркестре народных инструментов. Еще учеником окончил музыкальную школу по классу "цимбалы", а в училище хорошо овладел балалайкой, поэтому работать было в удовольствие. Потом у нас появились "Гарэзлівыя гармонікі", а после них – "Весялуха".
Когда в 2013 году С.Дучинского назначили директором Щепичского сельского дома культуры, нужно было совмещать: организационую работу, творческую, участие в мероприятиях на районной сцене. С благодарностью он говорит о своих помощниках – Диане Осиповой, Ирине Забеле, Андрее Тупальском. Сегодня с женской вокальной группой "Волошки" занимается Валентина Калиновская, а с ребятами в кружках творит настоящие чудеса Галина Толкач.
Не могу сдержать любопытства и интересуюсь, откуда у моего собеседника любовь к сцене:
– От моей мамы, Зинаиды Никитичны. Она всю жизнь пела, работая в Ордянской библиотеке-клубе. Хорошо помню и свой первый выход на большую сцену. Я тогда был еще школьником, и мы ездили выступать на очень популярный международный молодежный фестиваль политической песни "Красная гвоздика". Тогда пели "Крейсер Аврора", и это было незабываемо!
Ежегодно в летнее время работники культуры выступают за пределами учреждений культуры. Такие мероприятия у клетчан востребованы, признается Сергей Иванович:
– Нас очень ждут на селе, поэтому стараемся чаще организовывать праздники деревень. Уже были с концертными программами в Яжевичах, Лукавцах, Щепичах, Жиличах, Новодворках. Жители благодарят за возможность послушать любимые песни, и к тому же местный сельский Совет присоединяется к нашим выездным мероприятиям, чтобы порадовать людей подарками.
На базе клубных учреждений района работают кружки декоративно-прикладного искусства по 16 профилям: лепка из глины, керамика, вязание крючком, бисероплетение, вышивка, резьба по дереву, соломоплетение, живопись и др.
Любительское творчество твердо вошло в практику работы сельских клубов. Любительские коллективы РЦК и СК ведут активную гастрольно-концертную деятельность, обслуживают малонаселенные и отдаленные деревни, принимают участие в мероприятиях областного и республиканского уровней, демонстрируют свое творческое мастерство в странах ближнего и дальнего зарубежья.
Валентина СЕНКЕВИЧ.
Фото Инны ФЕДАРЧУК.
Отправить комментарий