Ветряные мельницы в деревнях Шейки и Урведь - одни из главных мест притяжения для туристов, приезжающих в Клецкий район. Оба ветряка находятся в полуразрушенном виде, но по-прежнему сохраняют свою аутентичностью. Таких на территории Беларуси остались единицы.
В праздник мельников, который сегодня отмечают в нашей стране, корреспонденты "Да новых перамог" посетили эти достопримечательности. Журналисты решили узнать о них нечто большее, чем то, что можно нагуглить в интернете.
Мельница шатрового типа в Шейках
Первым пунктом в маршруте значилась деревня Шейки. Местная мельница находится в центре населенного пункта. Еще не так давно она была окружена домами сельчан. Сейчас многие из них снесли. Те, что остались, встретили нас закрытыми на замок дверями.
Кажется, старожилов здесь совсем не осталось. А это единственные люди, способные вспомнить о ветряке, построенном в Шейках в конце XIX - начале ХХ вв. из дерева.
Он создан по шатровому (голландскому) типу. Основная часть конусоподобного четырехгранного здания в часы работы оставалась неподвижной. А верхняя двигалась по ветру вместе с четырьмя крыльями. Поворот осуществлялся при помощи консольной деревянной балки. Механизмы и лопасти до нашего времени не сохранились.
Кажется, покосившаяся мельница совсем скоро повторит судьбу вымирающей деревни Шейки.
Мельница-козловка в деревне Урведь
Мельница в Урведи находится немного в стороне от деревни, на продуваемом всеми ветрами пригорке. Место для нее когда-то выбрали идеальное. Дата постройки - 1920 год.
В деревне Урведь нам удалось пообщаться с людьми старшего поколения, которые здешний ветряк помнят еще работающим.
- По заказу зажиточного еврея Лейзера эту мельницу строил мой дедушка Макар Ефимович Коршун, - рассказала 84-летняя Надежда Петровна. - Все возводили вручную, без использования каких-либо машин. Мой дед до войны работал там мельником. Занимался этим до глубокой старости. После него на ветряке трудились местные жители - Владимир Гордей (в военные годы) и Антон Алешкевич (в послевоенное время).
Сюда с зерном приезжали из ближайших деревень - из Комлевщины, Смоличей, Узноги, Тетеровца. Мельница действовала ежедневно.
Помню, как мы насыпали в мешок несколько ведер зерна и несли на плечах молоть. Ходили так несколько раз.
Чтобы поймать порыв ветра, с помощью специальных приспособлений поворачивали корпус конструкции (это характерная особенность мельниц-козловок: поворот осуществляется на так называемых козлах, расположенных в нижней части основания корпуса, - прим. "ДНП").
Ветряк совместными усилиями сохраняли в исправном виде. Он был нужен населению. За помол платили деньги, но не у всех они были, поэтому расплачивались зерном.
Надежда Петровна вспомнила время, когда в урведской мельнице отпала необходимость:
- После войны она проработала еще лет десять. Как только организовались колхозы, появились электрические мельницы, а эту забросили.
86-летний житель деревни Урведь, с которым мы познакомились во время экспедиции, подтвердил эту дату:
- Закрыли мельницу уже при Советах - в 1958 году. Ее конструкция до этого несколько раз серьезно пострадала от ветра - ломались крылья. Их часто относило прямо на деревню. Шли в лес, заготавливали нужную древесину и ремонтировали. Когда лопасть в конце 50-ых снова сломалась, чинить ее не стали.
Последним мельником в Урведи был Антон Алешкевич. К тому времени ему было уже под восемьдесят лет. Он отказался заниматься ветряком. Жернова забрали в Морочь, где сделали мельницу на электрическом приводе.
Некоторые специалисты утверждают, что механизмы внутри мельницы в деревне Урведь хорошо сохранились и их даже можно было бы отреставрировать.
Юрий Мыслицкий.
Фото Инны Федарчук.
1 комментарий