Военкоматы напоминают о себе не только во время сезонных призывных кампаний. В году есть день, когда комиссариаты празднуют официальную дату своего основания. Ею принято считать 8 апреля 1918 года. Для отправной точки в истории Клецкого районного военкомата все же требуются некоторые уточнения. Существуют архивные документы, которые утверждают, что некто «товарищ Кендыш», будучи военным комиссаром местечка Клецк, 30 декабря подал заявление в исполком с просьбой предоставить волостному военкомату помещение для канцелярии и штата служащих. По предписанию военные должны были занять пустующий дом «товарища Шкляра» по улице Слонимской (нынешняя Гагарина). Хозяин стал было противиться, но вскоре уступил. В обязанности новой структуры, кроме привычного учета и мобилизации призывников, входил и достаточно любопытный пункт по возбуждению преследований за уклонение от всеобщего обучения. Имя и отчество первого клецкого военкома Кендыша пока не установлено, но именно этот человек, судя по документам, стоял у истоков славной истории районного комиссариата. Через два года его сменил некто Апанасевич. При нем за дело принялись основательно. Тогдашним сотрудникам строго-настрого запрещалось «ходить без дела по отделам и заниматься частными разговорами». Для начальников отделов моральные задачи стояли куда серьезнее: «держать себя в разумных рамках, с полным сознанием долга революционного гражданина, а также быть примерным для подчиненных». Впрочем, только лишь в 1939 году, накануне образования района, Клецкий военный комиссариат стал действовать по назначению, с размахом. За первые пять дней через призывную комиссию прошло 198 призывников. В докладной записке той поры кто-то восторженно рапортовал, что «политико-моральное состояние призывников хорошее, нет ни одного случая нежелания служить. Все призывники держат себя дисциплинированно и на призывной участок приходят с низко остриженными волосами». Существует и конкретный пример, когда в 1940 году житель деревни Яновичи, ухаживающий за матерью-инвалидом и имеющий право не идти служить, добровольно согласился быть призванным в ряды Красной Армии. Трудно сказать, чего в этой истории больше: идеологической пропаганды или реального желания гражданина страны защищать свою родину.
По словам нынешнего районного военного комиссара Дмитрия Николаевича Годуна, этот случай вполне мог иметь место.
– Понятие патриотизм в те времена, да и для поколения призывников 80-х - начала 90-х не было так обесценено, как в середине девяностых, – уверен военком. – Сейчас ведется большая работа с подростками, чтобы снова сделать его не пустым словом.
Задачи современных военкоматов почти ничем не отличаются от, допустим, обязанностей военных столов начала прошлого века, – продолжил Дмитрий Николаевич. – Изменилась лишь методика их исполнения. Ведется тщательное изучение социальных, психологических, профессиональных и медицинских показателей призывника.
Для такого мониторинга никак не обойтись без квалифицированных сотрудников. О своих подчиненных Д. Н. Годун говорит, как о сплоченной команде, где каждый выполняет общую задачу и во всем присутствует дух взаимопомощи. Это приносит свои плоды. По показателям служебной деятельности Клецкий районный военный комиссариат традиционно на ведущих ролях в области: это – качество отбора призывников, проведение самого призыва, работы с запасом, ведение документации. В свою очередь, это результат слаженной работы всех отделений военкомата.
Специфика деятельности предполагает ежедневное взаимодействие военного и гражданского персонала комиссариата.
– В любом случае мы являемся военным коллективом, – поясняет Дмитрий Николаевич. – Отношения между военнослужащими определяются уставом, никто его не отменял, с гражданским персоналом – сугубо трудовые, и, конечно же, везде присутствует неизменная аура дружелюбия и уважения. Никогда не стесняюсь спросить совета у любого из своих подчиненных.
Слова военкома подтверждает Нина Степановна Маневич, главный специалист мобилизационного отделения:
– Конечно, в коллективе у нас нет панибратства. Но даже сотрудники из «гражданских» по специфике работы, наверное, больше чувствуют себя военными, обидно только, звания нет.
Не чужды в военкомате сентиментальности. Главный специалист отделения призыва Л. Н. Мосейчик до сих пор помнит первую свою отправку: трогательные прощания, матери призывников вытирают слезы безутешным девушкам.
– Часто и сейчас переживаю за новобранцев, – откровенничает, всегда внешне сдержанная Людмила Николаевна.
– Строгость заключается не в том, что нужно обязательно на кого-то накричать, показать, какой ты важный, – справедливо подметил Дмитрий Николаевич. – Необходимо своим примером, жизненной позицией давать понять призывникам, как они должны вести себя в будущем. А каждый сотрудник, приходя к призывнику и заглянув ему в глаза, должен помнить, что перед ним личность со своими сложными взглядами и интересами.
Юрий Мыслицкий.
Фото Евгении Семенчук.
Отправить комментарий